Jan 01, 2012 22:29
Как известно вдохновением для книги-первоисточника послужило «Дело Кембриджской пятерки» 1950-1960х годов, когда пять высокопоставленных членов британской разведки оказались советскими шпионами, завербованными еще в 1930е. И из-за предательства Кима Филби, одного из членов этой «пятерки», был уволен из разведки автор первоисточника Джон Ле Карре. И данный фильм является второй экранизацией этого романа, первой была семисерийная постановка BBC 1979 года.
Действие происходит в 1973 году, когда по инициативе министра было начато тайное расследование по выявлению «крота» в Цирке (кодовое название внешней разведки), которое возглавил уже год находящийся в отставке бывший ведущий сотрудник этого ведомства Джордж Смайли. Поводом для него послужило неожиданное возвращение из Стамбула «головореза» Рики Тарра, которого считали перебежчиком, но у него была информация от советского резидента в Турции Ирины и по-совместительству его любовницы, что на самом верху «Цирка» действует советский шпион по кличке «Джеральд»...
Данный фильм является первым фильмом шведа Томаса Альфредсона, снятым в Великобритании и его уже называют одним из главных претендентов на Оскар.
Но мне кажется, что эти восторженные критики либо не читали оригинальный роман Ле Карре, либо не видели семисерийную постановку mso-ansi-language:EN-US">BBC, так как в сравнение с ними этот фильм сильно уступает.
Первым безусловным нарекание этого фильма вытекает из его хронометража, так как невозможно уместить такую книгу в рамки двухчасового фильма. И из-за этого сжатия пострадало много важных сюжетных линий, в частности урезаны сюжетные линии, связанные с высшим руководством «Цирка» и женой Смайли Энн.
Второе нарекание прямо связано с первым, из-за сжатие практически отсутствует интрига насчет личности «крота», вдумчивый зритель догадается примерно в середине фильма. И актер, игравший «крота», смотрится блекло в сравнение с предыдущей версией, но причина этого в вышеуказанном сжатии времени. В частности, финальный монолог «крота», проливающий свет на причины его предательства, сильно урезан и это создаст трудности для зрителя, который не читал книгу. Но мне кажется, что если бы дали этому актеру больше экранного времени, то он бы смог проявить себя на должном уровне.
Но у этого фильма есть и сильные стороны.
Во-первых радует, что режиссер не стал делать очередной «закос под Бонда», а сохранил дух оригинальной книги. И в этом постановщику несомненно помог оператор, прекрасно запечатлевший на пленку унылую и серую атмосферу, окружающую персонажей. Но из-за этого многим этот фильм может показаться вялым и монотонным, но такова настоящая разведывательная работа и именно ее описывает в своих книгах Джон Ле Карре.
Во-вторых в фильме прекрасный подбор актеров и они прекрасно справились со своими ролями. Но некоторые из них не соответствуют книжному типажу. В частности, прекрасный Кьяран Хайндс не похож на вечно курящего и низенького толстяка Роя Бланда, которого мы видим в книге. Гари Олдман соответствует книжному типажу и он прекрасно справился с ролью Джорджа Смайли, но актер полностью скопировал Алека Гиннеса из старой версии. Это нельзя назвать плагиатом, так как изобразить по-другому Смайли невозможно. Но в данной версии, в сравнении с предыдущей, расширили экранное время Контролера, и Джон Херт бесподобно справился с ролью, полностью передав прожженного разведчика, отчаянно борющегося с конкуренцией в лице Перси Аллелайна и изо всех сил пытающего найти «крота».
Подводя итог хочется сказать, что получился неплохой фильм, если сравнивать его с большинством других нахлынувших в последнее годы ремейков. И если бы не было книги-первоисточника или версии mso-ansi-language:EN-US">BBC 1979 года, то этот фильм можно было бы считать прорывом. Он безусловно достоин просмотра, но рекомендую предварительно прочитать книгу или хотя бы посмотреть семисерийную постановку BBC 1979 года.
7 из 10.
гэри олдман,
2011,
экранизация.,
джон ле карре,
колин ферт,
шпионский детектив