Кабаре для новых хозяев
В Австрийском музее кино есть замечательный книжный магазин, где я купил книгу про Оливье Ассаяса, эссе Оливье Ассаяса и диск с несколькими фильмами Вернера Шретера - «Пилот бомбардировщика» (1970) и «В королевстве Неаполя» (1978). Честно скажу вам, что до сегодняшнего дня не смотрел ни одного фильма Вернера Шретера, а только читал хвалебные отзывы Райнера Вернера Фассбиндера. Но я всегда стараюсь расширить свои кинематографические горизонты.
Фильм повествует о трех эксцентричных немках, когда-то блиставших на кабаре-сцене Третьего Рейха. Затем их трио распадается в связи с болезнью одной из девушек и они находят себе обычную работу. После окончания войны трио воссоединяется и у них рождается план покорить США со своей новой программой, сочетающей нацистскую эстетику и современные веяния равенства и феминизма.
Вернер Шретер снял сатирический портрет послевоенной Германии. В его концепции три немки олицетворяют из себя Германию. В Третьем Рейхе их кабаре олицетворяло из себя национал-социалистическую идеологию, затем во время войны людям стало не до развлечений и идеология потеряла всяческую развлекательную направленность. После войны Германия пытается замазать свое прошлое, облачив его в новое одеяние.
Новая Германия пытается произвести впечатление на новых хозяев - американцев. При этом на территории США немцы являются лишь одними из мигрантов, которые могут быть выгнаны в любой момент, что и происходит. Послевоенные немцы низведены до состояния клоунов для новых хозяев, а американский пилот бомбардировщика может в любой момент овладеть любой немецкой женщиной.
Послевоенное кабаре Германии символизирует попытку замазать свое прошлое, ибо никто не хочет жить с огромным грузом вины и ответственности. Немцы не отказались от своей прежней идеологии, они лишь «обернули» ее в фантик равенства и феминизма, но «начинка» осталась прежней.
Повествовательная манера Вернера Шретера понравится далеко не каждому - частые закадровые комментарии героинь заставляют постоянно концентрировать свое внимание, а игнорирование общепринятых исторических условностей (в частности, вставка кадров США и Германии 1960 годов) будет кого-то раздражать. Тем не менее, несмотря на все вышеперечисленное, рекомендую Вам попробовать ознакомиться с творчеством этого режиссера - оно своеобразное, но острое и талантливое.