"Novecento" (1976)

Aug 27, 2017 12:32


That's not a pussycat, that's a communist!
Я купил диск с фильмом «Двадцатый век» в январе 2007 года в США, но я никак не мог собраться его посмотреть. Таким образом, у меня ушло десять с половиной лет на то, чтобы собраться и посмотреть этот фильм. Это особенно странно, учитывая мое увлечение фильмами Бернардо Бертолуччи. Но в прошлые выходные я собрался с силами и посмотрел этот пятичасовой фильм.

Фильм показывает историю большой плантации в итальянской провинции Эмилия-Романья. В начале фильма в семье хозяев - аристократов Берлингьери, - и батраков - Далько, - в один день в 1900 году рождаются сыновья - Альфредо Берлингьери и Ольмо Далько. Несмотря на огромную разницу в происхождении, Альфредо и Ольмо подружатся в детстве и будут играть свои роли в событиях первой половины двадцатого века…

Я думаю, что все читали Википедию и знают, что Бернардо Бертолуччи был в 1970е годы членом итальянской Коммунистической партии. Поэтому этот фильм нужно, в том числе, рассматривать через призму классовой борьбы. В контексте данного фильма в роли Италии выступает поместье Берлингьери, а в роле народа - батраки, работающие в этом поместье.

В начале двадцатого века правящая аристократия еще сохраняет свое главенствующее положение в Италии, но ее представители уже начинают вырождаться. Пожилой представитель рода Берлингьери - Альфредо Берлингьери старший, - проникся прогрессивными идеями девятнадцатого века, но на самом деле он является посмешищем и для родственников, и для батраков. Рано или поздно он это осознает и кончает жизнь самоубийством и его место занимает истинный представитель двадцатого века - жестокий и трусливый Джованни Берлингьери.

В это же время батраки начинают осознавать свои политические права. В отличие от Альфредо Берлингьери старшего, лидер батраков Лео Далько выглядит умным и компетентным человеком. Именно он, а не Джованни, является авторитетом среди батраков. И в один из грядущих дней, батраки заявят о своих правах на всю Италию и заставят людей себя услышать.

Новыми представителями правящего класса и батраков являются Альфредо и Ольмо. С первых совместных сцен зрителю показывается превосходство Ольмо - он более храбрый, изобретательный и мужественный. Альфредо пытается копировать Ольмо, но он носит в себе ген аристократического разложения. Ольмо удается лицезреть первую успешную забастовку и его отправляют в крупный город для получения образования.

Первая мировая война оказывает самое решительное влияние на подъем сознания итальянского рабочего движения. Именно на фронте сойдутся вместе итальянцы из разных регионов Италии, сформируют общенациональные движения и обменяются опытом. Ольмо оказывается в эпицентре этих событий, а Альфредо получает офицерскую шпагу, но не отправляется на фронт.

После окончания войны в Италии наступает краткий «медовый месяц» республиканских идей, когда крестьяне и аристократы стали, на первый взгляд, есть и жить вместе. Но и здесь показана пропасть между Альфредо и Ольмо - Ольмо женится на прогрессивной учительнице Аните и продолжает борьбу за социалистическую революцию; Альфредо живет со своим богемным дядей Оттавио и жениться на коканистке Аде.

В это же время аристократия для сохранения власти прибегает к крайней мере - финансируют фашистов. По мнению режиссера фашисты - это сборище самых дегенеративных и безжалостных людей, персонифицированных в абсолютно больном и безжалостном маньяке Аттиле. Фашисты относятся к аристократии с презрением, но позволяют им оставить номинальное управление своим имуществом, пока они не будут путаться у них под ногами. Альфредо приходится вернуться к презираемой им роли землевладельца, но его оппозиция к фашизму схожа с позицией советского интеллигента «с фигой в кармане».

Фашизм подобен затянувшей зиме, но некоторые сохраняют веру в высокие идеалы, но не является ли их вера безосновательной?

Бернардо Бертолуччи снял масштабное кинополотно с множеством подтекстов - марксистским, фрейдистским, цивилизационным и иными. Каждый персонаж фильма вышел отдельной личностью и несмотря на огромный хронометраж, фильм смотрится легко и интересно. Талант Бертолуччи позволял ему не застревать в рамках узкой политической доктрины и этот фильм будет интересен для людей с разными политическими взглядами.

Единственная категория, которым этот фильм противопоказан - моралфаги. Если вы себя не относите к моралфагам, то срочно посмотрите или хотя бы попытайтесь посмотреть этот фильм.

Кино Италии, Бернардо Бертолуччи, 1976, #рецензии

Previous post Next post
Up