Dominique, je’t aime
На Западе «Три цвета: Белый» стал наименее почитаемым фильмом трилогии Кшиштофа Кесьлевского. По-моему, этому есть прозаичное объяснение - западному зрителю трудно понять историю, развернувшуюся между поляком Каролем и француженкой Доминик. Но этот фильм будет понятен практически любому жителю Восточной Европы.
В конце 1980х годов социалистический блок рухнул и жители социалистических стран получили возможность выезжать в страны Западной Европы. Одним из воспользовавшихся этой возможностью был польский парикмахер Кароль Кароль. Ему везет еще больше - он женится на прекрасной француженке Доминик. Но через некоторое время Доминик расторгает брак по унизительной причине - импотенции Кароля.
Девизом Французской республики является «Свобода. Равенство. Братство». Второй фильм трилогии рассматривает понятие «Равенства». Практически любая Конституция декларирует равенство перед законом всем людям и гражданам, независимо от происхождения, расы или религии. Но недаром лекции по конституционному праву часто именуют «В гостях у Сказки».
В богатой и сытой Франции Кароль является «паршивым иностранцем» на птичьих правах. Он полностью бессилен и в языковом, и в юридическом и в сексуальном плане. Он живет во Франции только потому что его приютила французская гражданка, но как только она наиграется с ним, ему полностью перекрывают кислород. Если он попытается отстоять свои права или помириться с Доминик - от него незамедлительно избавятся. У Кароля остается только один выход - вернуться в Польшу.
С другой стороны, нищая и оборванная Польша начала 1990х годов представляет из себя страну, в которой рухнул старый порядок, а новый еще не успел сформироваться. Именно в этом временном отрезке открывается окно возможностей, чтобы быстро пробиться наверх, в отличие от западноевропейских стран, где элиты давно сформировались. У Кароля появляется возможность быстро «подняться».
«Подъем» Кароля происходит в традиционном полукриминальном бизнесе 1990х под слоганом «купить подешевле, продать подороже». У главного героя хорошо получается маневрировать в мутной воде польских 1990х и вскоре он становится похож на стереотипного нувориша. Но все его потуги в бизнесе обращены только к одному - обратить на себя внимание Доминик.
Любовь вообще является странной вещью, в особенности неразделенная любовь или когда партнера бросают. Большинство брошенных мечтают о прощении, думают о том, что может через полгода/год/полтора года можно попробовать снова, пытаются тайком увидеть любимого (любимую) или холят и лелеют мечты о мести. Кто умнее или предприимчивее - пишут книги, сочиняют песни или с головой уходят в зарабатывание денег, но и это не всегда спасает от чувств к бывшим, будь они негативными или позитивными.
По-моему, в определенных случаях понятия любви и власти в чем-то соприкасаются. Ибо ключевым элементом власти является возможность что-то отобрать. В свою очередь, в любви один из партнеров часто находится под дамокловым мечом другого партнера, способного в любой момент уйти и разрушить жизнь первого. Когда Доминик повстречает Кароля в Польше ситуация поменяется в противоположную сторону - Кароль стал хозяином жизни в новой Польше и теперь он наделен правом лишать, в том числе правом лишить свободы, а Доминик оказалась в положении «паршивой иностранки». Ситуация начала фильма повторилась, но роли поменялись. Несмотря на это, обретет ли Кароль счастье от достижения «равенства» в жизни через месть?
Кшиштоф Кесьлевский снял умную, ироничную и нестареющую трагикомедию о любви на фоне перемен в Восточной Европе. Вопросы поднимаемые им никогда не утратят своей актуальности. Я думаю все восточноевропейские зрители, которые старше 25 лет, прекрасно поймут этот фильм.
Очень жаль, что Кшиштоф Кесьлевский ушел из жизни после съемок «цветной» трилогии.
Яндекс Дзен -
https://zen.yandex.ru/media/id/5d5d20ffc6e2a400ad2070c3/tri-cveta-belyi-tragikomediia-o-liubvi-i-vlasti-5d6a73a9d11ba200add9cc1d