Ты что-нибудь слышала о Видеодроме?
Во «втором первом» фильме Жана-Люка Годара «Спасай, кто может (свою жизнь)» есть сцена, когда Поль Годар читает фрагмент из книги Маргерит Дюрас. Внимательный зритель может заметить, что за спиной Поля Годара есть доска, на которой написано: «Каин и Авель. Кино и Видео». Если вспомнить год выхода фильма - 1980, то контекст этой надписи становится понятным - в этот момент видео начало свое триумфальное хождение по рынку и были прогнозы, что оно может погубить кинематограф.
Несмотря на пессимистичные прогнозы, кино смогло «заключить пакт» с видео и продолжить свое функционирование. Вместе с видео, кабельное телевидение также стало одной из сфер, повысившей конкуренцию на рынке визуальных услуг. В фильме «Видеодром» Дэвид Кроненберг анализирует влияние кабельного телевидения (или спутникового - не важно) и недавно возникшего видео на общество в целом.
Кабельное телевидение позволило «пробиться» на телеэкраны таким табуированным ранее жанрам, как порнография. Главный герой «Видеодрома» - Макс, - является владельцем небольшого кабельного канала, специализирующегося на порнографии. В один день ему удается поймать пиратский сигнал «Видеодрома» - подпольного канала, показывающего «снафф». Заинтригованный Макс хочет получить доступ к видеокассетам с «Видеодром»…
Любое общество - капиталистическое, социалистическое или любое иное, - жаждет одной вещи - удовольствий. Главная разница между социалистическим и капиталистическим обществом в том, что последнее более пресыщенно удовольствиями и всегда находится в поисках новых горизонтов удовольствия. В обеих общественных моделях одним из главных поставщиков удовольствия является телевидение.
В свою очередь, видео снизило «планку входа» для съемок и распространения кино и телевидения. Видео позволило вырваться из подполья таким экстремальным жанрам как «снафф». Теоретически стало возможно снимать на видео и распространять на подпольных телеканалах и видеокассетах любые вещи. При этом возможности для пресечения этого - минимальны.
Постоянный просмотр телевидения сужает интеллектуальный кругозор человека. Телевидение губит иные источники получения информации и телезритель становится tabula rasa, на которой можно вырезать что угодно и внушить любую вещь. При этом конкуренция за среднего зрителя принуждает телевизионщиков снижать интеллектуальный уровень телевидения. Дэвид Кроненберг наглядно показывает эту tabulu rasa действуя, конечно, в гипертрофированной форме.
Смотря «Видеодром» понимаешь, что нынешний человек живет в «Обществе «Видеодрома»». Правда, с 1983 года появилась новая и радикальная форма «Видеодрома» - Интернет, еще более снизившая планку для размещения любых информационных и визуальных материалов. Но не нужно забывать, что «Видеодромом» является любое массовое изобретение, начиная с бумаги и печатного станка.
Любое изобретение, облегчающее доступ к размещению информации, начинает массово использоваться для злоупотреблений. В свою очередь, Дэвид Кроненберг показал нам злоупотребления при использовании кабельного телевидения и видео. Хорошо это или плохо - решать исключительно зрителю.