Jan 14, 2017 18:24
Все относительно
В 1974 году Луи Маль снял «Лакомб Люсьен» - картину про французского юношу, ставшего по воле случая немецким коллаборационистом. Вторая мировая война всегда была болезненной темой французской истории и этот фильм был подвергнут критике со стороны всех французских политических сил. В 1976 году Клод Лелуш снял еще один фильм про Францию времен Второй мировой войны, начав его с эпиграфа: «Не существует исключительно хороших или плохих людей, но только люди в хорошем или плохом расположении духа».
Действие фильма начинается в середине 1930х годов. Автомеханик и неудачливый боксер Жак и его друг Симон решают переквалифицироваться в налетчики. После того, как Жак встречает проститутку Лолу, их дело начинает набирать серьезный оборот. По пятам шайки начинает идти полицейский Бруно Дешамп. Все идет своим чередом, пока не начинается война и оба героя попадают в Виши: полицейский получает назначение во Французское гестапо, Жак и его шайка сбегают из оккупированной Франции…
В уже упоминавшемся «Лакомбе Люсьене» был показан бытовой коллаборационизм французского общества и работа низших чинов коллаборационистских органов. «Добрые и злые» показывают работу французского Гестапо и высмеивают пассивность французского общества. В этом плане символичны две сцены: когда в начале фильма дети учат немецкие цифры и в школьном коридоре висит портрет маршала Петена; после Освобождения дети начинают учить английские цифры и в школьном коридоре висит портрет генерала де Голля.
«Добрые и злые» также показывают иной интересный аспект французской истории времен Второй мировой войны - разделение французского преступного мира по две стороны баррикад. Во время оккупации Франции было создано французское гестапо, которое начало брать к себе на службу уголовников. Таким образом, полицейские и преступники оказались по одну сторону баррикад - на стороне оккупантов и фактически против своей Родины. При этом какие-то уголовники примкнули к Сопротивлению и стали героями.
Режиссер рисует параллель между Жаком-уголовником и Бруно-полицейским. В довоенной части фильма они изображены стереотипными моделями - Жак показан безответственным разгильдяем, Бруно показан стереотипным бесстрашным стражем порядка. В духе их характеров, фильм показывает две параллельные сцены свадеб - официальное бракосочетание Бруно и подпольную гражданскую церемонию свадьбы Жака и Лолы.
После начала оккупации, оба персонажа продолжают по инерции следовать своей «модели» - Бруно вступает во французское гестапо, Жак начинает сотрудничать с уголовниками-коллаборационистами. Война раскрывает истинный облик каждого героя. Когда Жак узнает, что немцы взяли пятьдесят человек в заложники и дали четыре дня на возвращение украденных его шайкой картин, он возвращает награбленное в Гестапо. В свою очередь, Бруно готов убить жену, чтобы доказать свою лояльность оккупантом. По иронии судьбы, обоих героев ждет одинаковый финал и им будет отнюдь не гильотина или расстрельный взвод.
«Добрые и злые» имеют еще одну параллель с «Лакомбом Люсьеном» - влияние случая на действие людей, в том числе во время войны. Этот тезис иллюстрируется сюжетной линией Жака - возвращение украденных ценностей обнажает его доселе скрытую человечность, а вступление в Сопротивление было продиктовано не патриотизмом, а желанием отомстить оккупантам за пытки своей жены в застенках гестапо. При этом ему так и не удается узнать имя и лицо человека, который пытал его жену.
«Добрые и злые» остались в тени более известных работ Клода Лелуша. Я смотрел этот фильм ради Жака Дютрона - одного из моих любимых французских актеров. Несмотря на это, просмотр этого фильма стал приятным сюрпризом благодаря хорошей игре актеров, передаче духа той эпохи и оригинальному изобразительному решению.
Рекомендую посмотреть «Добрые и злые» в паре с «Лакомбом Люсьеном» и «Очень скромным героем».
Кино Франции,
Клод Лелуш,
1976