В память об Анджее Жулавском ("La note bleue", 1991)

Oct 15, 2016 22:56


И все будут забыты
Некоторые критики охарактеризовали фильмы трилогии Кшиштофа Кесельвского «Три цвета» как анти-трагический, анти-комедийный и анти-романтический. Фильм Анджея Жулавского «Прощальное послание» можно охарактеризовать как анти-биографический.

Практически ни один фильм Анджея Жулавского не обходился без скандала. В 1992 году, в год выхода «Прощального послания», французские критики обвинили польского режиссера в неуважении к французской культуре за неуместный образ Баронессы Амандины Авроры Люсиль Дюпен, более известной под именем Жорж Санд. По мнению снобствующих критиков, Анджей Жулавски изобразил значительных лиц французской и европейской культуры как капризных детей, не имеющих ничего общего с их общепринятыми идеализированными портретами и биографиями.

При этом высокопарные критики так и не удосужились понять, что Анджей Жулавски не собирался снимать очередную идеализированную биографию. «Прощальное послание» снималось как фильм об искусстве, в особенности о музыке, а не о людях, его творящих. Основным мотивом «Прощального послания» является музыка Фредерика Шопена. В течение всего фильма, уже смертельно больной польский композитор, живший в доме Жорж Санд, работает над новыми музыкальными произведениями. Действие фильма подчинено музыке Шопена, а все остальные события в имении Жорж Санд напоминают сюжеты классических чеховских пьес.

По мнению Анджея Жулавского, экранизированные великие персонажи прошлого напоминают марионеток в кукольном театре. Каждый из персонажей фильма просто исполняет свою роль и следует своему известному стереотипу. Режиссер точно перенес на пленку портрет каждого исторического лица. Анджей Жулавски изобразил Жорж Санд как «курящую сигары, непривлекательную и неженственную», Соланж Санд как капризную и обделенную талантом матери, Фредерика Шопена как смертельного больного ипохондрика. Но, еще раз повторюсь, для режиссера образы творцов были вторичны.

В одном из интервью, Анджей Жулавски сказал, что он не подчинялся «ни коммунизму, ни капитализму» и в очередной раз точно перенес на пленку свои мысли и идеи. Давайте позабудем высокопарных критиков (включая меня), говорящих «об истерическом эксцессе Анджея Жулавского» или обвиняющего его в богохульстве или еще каком-нибудь грехе, а просто почтим его память просмотром его фильмов. Если его фильмы смогут вызвать у вас позитивный или негативный отклик, то он не зря прожил свою жизнь.

Кино Франции, 1992, Анджей Жулавски

Previous post Next post
Up