"Человек из мрамора" (1976)

May 23, 2020 14:45


Слишком поздно родилась…
Анджей Вайда является одним из столпов польского кинематографа. Он дал «путевку в жизнь» многим польским режиссерам, включая Анджея Жулавского. На его счету есть несколько бесспорных шедевров, включая «Пепел» и «Пепел и алмаз». В 1976 году Анджей Вайда снял «Человека из мрамора» - фильм про то, как выпускница киношколы Агнешка решила снять документальный фильм про ударника начала 1950х годов Матеуша Биркута. Только есть одна проблема - он кажется вычеркнутым из истории и сможет ли Агнешка восстановить его жизненный путь по крупицам?

После Второй Мировой войны акции коммунистов - руководителей страны, разгромившей нацизм, - котировались очень высоко. Коммунисты были влиятельной силой в ряде парламентов западноевропейских стран и даже в Чехословакии коммунисты одержали победу на парламентских выборах 1948 года. Окрыленные лозунгами, многие простые работяги и жители деревень в странах Восточной Европы, включая Матеуша Биркута, отправились строить новый мир.



Матеуш Биркут - простой и порядочный человек, искренне верящий в социалистический путь. Начальство стройки, чтобы потрафить высокому начальству в Варшаве, назначают его образцовым ударником и организовывают рекорд по укладке кирпичей. Это приносит Матеушу известность во всей Польше и ласки от начальства. Все же, когда арестовывают лучшего друга Биркута, он пытается добиться справедливости. Но при диктатуре есть две справедливости - общечеловеческая и официальная, - и если они вступают в конфликт, то кому-то может не поздоровиться.

В СССР 1930х годов было распространено т.н. «коллективное забвение» - когда человека, попавшего под репрессии, полностью вычеркивали из истории. Все помнят знаменитую фотографию на канале Москва-Волга, с которой стерли наркома внутренних дел Ежова после того, как он был расстрелян. А от людей «попроще» отрекались родственники и друзья, чтобы избежать разделения их участи. Такая же методика применялась в ранние годы социалистической Польши, что ощутил на своей шкуре Матеуш Биркут.



Во второй половине 1950х годов в социалистических странах началась волна реабилитации лиц, пострадавших от прошлых репрессий. Репрессированным вернули права и доброе имя, но официальное руководство объявило о том, что прошлые репрессии стали плодом досадных ошибок и искривлений («было другое время») и наложило на табу на любые иные попытки исследовать этот период в истории страны. Все же, поколение, родившиеся после 1953 года, уже было готово оспаривать официальную точку зрения.

Агнешка является представительницей послевоенного поколения, которое уже жило не в страхе, и она не понимает, почему некоторые страницы истории остаются табуированными. По ходу действия фильма она начинает копаться в прошлом своей страны и открывать для себя настоящую, а не официальную историю. Все же, если Агнешка сильно зайдет за рамки показушного спектакля, то она может пострадать даже в либеральной Польше, не говоря уже об СССР. Остановит ли ее страх наказания?



«Человек из мрамора» - хороший фильм о попытке разобраться в недавнем прошлом. В отличие от «Человека из железа», «Человек из мрамора» не является агиткой, что явно идет ему на пользу. Рекомендую посмотреть, потому что в СССР такой фильм никогда бы не вышел на экран. Берегите себя и смотрите отличные фильмы!

Мои дорогие читатели, по этой ссылке для Вас содержится выгодное предложение на подписку на ivi.ru (включая 14-дневный бесплатный пробный период).

Яндекс.Дзен

#фильмы, #кино, Анджей Вайда, Кино Польши, #кинозал, #польша, #киномания, 1976, #классика, #рецензии

Previous post Next post
Up