Что-то странное и острое, как нож…
Современные фильмы Дарио Ардженто не вызывает особого восторга, но это было не всегда. Когда-то он снимал фильмы, приближенные к произведениям искусства. В них было идеально все - музыка, сюжет, интрига и неожиданные развязки. В 1975 году Дарио Ардженто снял «Кроваво-красное» - предтечу жанра слэшера, только этот фильм намного умнее и элегантнее, чем почти все американские представители указанного жанра.
В римской квартире жестоко убита медиум Хельга. Случайным свидетелем убийства становится британский пианист Маркус Дейли. Во время допроса полицейскими он попадает под объектив камеры назойливой журналистки Джанны Брецци. Попадание его фотографии на первую полосу газеты явно не входило в планы Маркуса, но дальше становится еще круче - убийца объявляет ему «последнее китайское предупреждение». Почуяв опасность, Маркус, объединившись с Джанной, начинают расследование убийства…
Звучит банально, не так ли? Если так подумать, то пересказ сюжета немалого числа фильмов и (или) книг может создать ложное впечатление об их банальности. Несмотря на это, талантливый автор может превратить самую заурядную историю в отличное произведение. Молодому Дарио Ардженто это удалось. Чего же особенного он добавил и почему это сохраняет свою силу и через 44 года?
Прежде всего, «Кроваво-красное» содержит ряд цитат из «Фотоувеличения» Антониони и к ним относится не только Дэвид Хеммингс в главной роли. Если сильно упростить, то «Фотоувеличение» можно назвать фильмом об иллюзорном обществе и поставщиках иллюзий. В свою очередь, «Кроваво-красное» - фильм о восприятии человеком определенной оптической иллюзии и как он не может разгадать ее истинное значение.
Дарио Ардженто ведет мастерскую игру со зрителем. Его фильм содержит множество ложных троп, по которым он ведет героев и невнимательного зрителя. Также «Кроваво-красное» отлично эксплуатирует мотив детских травм и прошлого, висящего тяжким грузом на сознании человека. Каждое убийство сопровождается детской итальянской песенкой, что может навести на мысль, что убийцей является молодой человек, но это лишь одна из многочисленных ложных троп «Кроваво-красного».
Многие жалуются на отсутствие подходящего материала для произведения. Хотя на самом деле материала полно, просто надо нагнуться и поднять его. Можно, например, использовать трэшевые истории из своей жизни и жизни своих знакомых. А чем плохи городские легенды и дома с привидениями? Дарио Ардженто просто «подобрал с пола» пару городских легенд, коими богаты итальянские города, и вставил их в свой фильм.
С технической зрения фильм также получился выше всяких похвал. Каждое убийство очень изобретательно и артистично (не мог подобрать более подходящей фразы). При этом Дарио Ардженто, в отличие от Лучио Фульчи, не смакует экстремальное насилие и не снимает сцены, мерзкие в своей натуралистичности. Специальные эффекты также не выглядят убого, за исключением сцены пожара особняка, которая сейчас смотрится немного убого. Но это единственный технический минус фильма.
Суммируя все вышесказанное, «Кроваво-красное» - умный и утонченный представитель джалло, который и сейчас вызовет зрительский интерес. Также нужно отметить, что Дарио Ардженто пошел наперекор стереотипам и сделал женского персонажа не стереотипной Screaming Queen, а умной и сильной женщиной, помогающей в расследовании. Но не буду больше спойлерить, надеюсь, что я раздразнил Ваш киноманский аппетит и вы уже настроены на просмотр «Кроваво-красного». Желаю Вам приятного просмотра!
P.S. Спасибо
pol_ned за ценные замечания.