"Конформист"

Oct 13, 2019 11:11


Предательство самого себя
Я люблю фильмы Бернардо Бертолуччи и «Конформист» - самый любимый фильм этого режиссера. Впервые я посмотрел его в 15 лет и он поразил меня. Я понимал далеко не все смыслы «Конформиста», но он каким-то образом запал в мою душу. Каждый год я пересматриваю его и нахожу в нем что-то новое.

Марчелло Клеричи отличается от других, но он страстно хочет «стать, как все». Он женится на пустоголовой девушке, он работает на государственной службе. Но что, если общество, в котором ты живешь - преступно? Чтобы стать «нормальным» в подобном обществе, индивиду нужно пойти на преступление и предать свою натуру. Марчелло Клеричи соглашается на это, но сможет ли он это сделать?



Что такое нормальность? Способность ходить строем вопреки себе? Способность растоптать тех людей, которые тебе близки? Нет, подобная нормальность иллюзорна. Подлинная нормальность - это жить в полной гармонии с самим собой и не пытаться отчаянно понравится тем людям, с которыми у тебя нет ничего общего. Человек может достигнуть иллюзорной нормальности, но когда-нибудь она рухнет, как карточный домик. Что же останется после этого? Всеобъемлющая моральная и эмоциональная инвалидность.

Бернардо Бертолуччи прекрасно показывает, как преступные режимы проституируют людей. При этом самыми худшими пособниками режима являются те, кто идут на это, прекрасно осознавая ничтожность и гниль идей, которым они служат. Уже упомянутая мной всеобъемлющая моральная и эмоциональная инвалидность лучших людей имеет еще одно последствие - слом морального хребта общества и государства.



Мне кажется, что немалое количество коллаборационистов идут на это добровольно и не так много людей, кого это заставили сделать (заложники и т.п.). Марчелло Клеричи принадлежит к этому большинству, которые добровольно идут на предательство. Отправившись в Париж, он дышит сладким «воздухом свободы» и наконец-то встречает женщину, идеальный образ которой всегда был в его подсознании - Анну. Вроде бы, судьба снова предоставляет ему возможность сохранить свое сознание, но какая из подсознательных «идей-фикс» окажется сильнее?

Вместе с тем, одной из основных тематик «Конформиста» является платоновский «миф о пещере», узником которой так стремится стать Марчелло Клеричи. При этом, как я уже писал, он не может перепахать свое сознание и заставить себя слепо поверить в ложные идеи. Также, в любом случае, истинные «узники», например, эталонная «цельная личность» Манганьелло, всегда будут с подозрением смотреть на «подмазавшегося» Клеричи. И зачем же тогда так стараться?



В 1970 году, еще находящийся в подростковом для режиссера возрасте (30 лет), Бернардо Бертолуччи снял умный и чувственный фильм об анатомии внутреннего предательства. Немалое количество классических фильмов теряют свою актуальность, но «Конформист» не из их числа, потому что поднятые в нем вопросы никогда не утратят своей актуальности. Срочно посмотрите или пересмотрите «Конформиста».

#италия, #фильмы, Бернардо Бертолуччи, #кино, #франция, #кинозал, Кино Франции, Кино Италии, 1970, #киномания, #классика, #рецензии

Previous post Next post
Up