Ты считаешь себя циником?
Как хорошо, что «Каро Фильм» открыл у себя направление «Каро Арт»! А еще более приятно, что они привезли в Москву ретроспективу Кшиштофа Занусси. До вчерашнего дня я смотрел несколько фильмов Занусси и все, кроме «Защитных цветов», оставили эмоциональный отклик. Что же я могу сказать о «Структуре кристалла»?
Доцент Физического факультета Варшавского университета Марек Кавецкий завершил успешную стажировку в Гарвардском университете. Поднакопив суточных, он смог купить себе Фольксваген «Жук», модный прикид и радиоприемник. В свой отпуск он решает отправиться в польскую глубинку к своему однокурснику Яну - талантливому однокурснику, выбравшему жизнь простого метеоролога. Марек преследует и иную цель - по просьбе одного из профессоров он пытается уговорить Яна вернуться в Варшаву, обещая полную материальную обеспеченность…
Обоим героям «Структуры кристалла» по 37-38 лет и это очень важно в контексте фильма. Они родились еще в довоенной Польше, но годы их формирования пришлись на первые послевоенные годы Польской Народной Республики, когда режим был максимально жестким. Они учились в университете примерно в то же время, что и главный герой романа Милана Кундеры «Шутка». Поэтому они полностью познали на своей шкуре прелести настоящего тоталитаризма, когда за одно неверное слово можно было быть подвергнутым коллективному судилищу, на котором твои бывшие друзья особенно стараются в обличении своего «аморального бывшего товарища».
В таком обществе карьеру делали самые беспринципные и аморальные люди, способные, в лучшем случае, подсидеть других или, в худшем случае, отправить конкурента в тюрьму. Эти люди прикрывались показушным следованием социалистическим идеалам, но на самом деле они не верили ни во что и были готовы переобуться в соответствии с действующей конъюнктурой. В частности, можно сказать много слов про правдивость «Детей Арбата», но главная ценность этого романа в том, что он прекрасно иллюстрирует перерождение советского общества, когда на первые роли в 1930х годах начали выходить не идеалистичные комсомольцы и партийцы, а безжалостные карьеристы.
Практически любой человек, живущий при любом строе, мечтает об одной вещи - свободе. Свобода может быть в различных формах и каждый человек алчет определенный вид свободы. Марек добился материальной свободы, потому что он имеет возможность ездить в заграничные командировки и, соответственно, получил доступ к дефицитным или заграничным товарам. Ян работает на метеорологической станции, но он получил доступ к более, с точки зрения некоторых, глубокой свободе - возможности заниматься любимым делом и никогда не думать, что он ради этого солгал, лебезил перед кем-то, украл чью-то разработку или подсидел менее удачливого конкурента.
«Структура кристалла» состоит из диалогов, каждый из которых отражает внутренний мир героев. Одним наиболее запомнившихся мне моментов фильма является лекция Марека о кристаллах. В целом, он рассказывал жителям городка о том, что в настоящий момент люди получили возможность создавать искусственные кристаллы, но они еще не дотягивают в качестве до природных кристаллов. В принципе, такие же слова можно сказать и про жизненную установку Марека - он все время пытается создать искусственные кристаллы, которым пока еще очень далеко до природных.
Кто же из них прав - материалист Марек или честный Ян? Решать вам. Дебютный полнометражный фильм Кшиштофа Занусси получился историей про противостояние двух концепций - «жизни в правде» и «жизни во лжи». Главная ценность этого фильма в том, что и через 50 лет он может вызвать эмоциональный отклик у вдумчивого зрителя. Рекомендую попробовать посмотреть «Структуру кристалла».