Заглянув в знаменательные даты постоянно пользуемого мной ресурса
calend.ru был немало удивлён, когда в разделе "Родились в этот день (15 июня)" заметил в общем списке имя Сола Стейнберга (Saul Steinberg) и достаточно развёрнутую статью об этом гении графики и карикатуры, поп-арта и авангарда вообще. Несмотря на то что этот художник в немалой степени повлиял на развитие американского и европейского искусства, у меня создалось впечатление, что имя этого знакового, даже культового художника (по крайней мере для карикатуристов) не так уж и широко известно. Вот вы, например, знали? Я и сам познакомился с его творчеством сравнительно недавно, лет 5 назад. А жаль, не исключено, что он мог изначально повлиять на мою карикатурную деятельность, моё мышление и восприятие.
Оказалось, что в интернете немало информации об этом мастере живой и лёгкой линии, с которой он постоянно играет и экспериментирует. Мне же, естественно, Стейнберг интересен в первую очередь и прежде всего именно как карикатурист, поражающий меня даже сейчас (после многочисленных обыгрышей и вариаций былых открытий) не только изящными визуальными образами и полной раскрепощённостью, а оригинальностью взгляда, неожиданностью находки, лёгкостью и глубиной (одновременно!) мысли, тонкой иронией и гаммой чувств, которые они в результате во мне вызывают. Удивительный художник и необычайный талант.
Ниже я собрал не только работы и фото Стейнберга (отнюдь не все!), но и различные ссылки по теме, попавшиеся в мои сети, среди которых в первую очередь рекомендую статью Якова Кротова (
http://krotov.info/spravki/history_bio/20_bio/1914steinberg.htm)
Приятного просмотра и личных открытий!
1984.
The New Yorker, 1946.
The New Yorker, May 6, 1944.
"Graph Paper Architecture", 1954. Ink and collage on paper, 14 1/2 x 11 1/2".
"Fingerprint Landscape", 1950. Graphite and ink on paper, 14 1/2 x 11 1/8".
Beinecke Rare Book and Manuscript Library, Yale University.
"Car", 1953. Conté crayon on gelatin silver print, 10 3/4 x 13 3/4".
"The Uses of Literature", cover, 1980.
Фото Henri Cartier-Bresson. 1947.
(Пожалуй, эта лаконичная картинка стала своеобразной визитной карточкой Стейнберга.)
The New Yorker, Jan 6, 1962
Из книги "Illuminations", 2006.
(Ниже - одна из любимейших мною карикатур. Целый букет чувств и ощущений при попытках понять нарисованное. Лучшее из лучшего!)
The New Yorker, November 17, 1962. Ink on paper.
Из книги "Паспорт", 1954.
The New Yorker, 10/20/1962.
Из книги "The Inspector", 1965.
The New Yorker, July 29, 1961. Ink on paper.
The New Yorker, 10/17/1953.
(Как по мне - эталон тонкой и умной иронии. Великолепный юмор!)
(Стейнбергу вообще присуще многочисленное обыгрывание одной и той же находки в разнообразных вариациях. Как, например, с этим ходом представленным ниже - визуализация прямой речи или звуков.)
The New Yorker, 6/1/1957.
(Когда-то и я додумался до подобного. Но в этот раз не было горечи от вторичности идеи - обычной негативной составляющей при таких случаях - только радость открытия и гордость за себя. Тоже могём иногда!))
The New Yorker, 6/1/1957.
The New Yorker, 6/1/1957.
1970.
Artist Saul Steinberg at Gjon Mili's studio. NY. 1945. Фото Gjon Mili.
The New Yorker, 9/10/1960.
(Вот вам "человек в квадрате", но не от Олега Теслера.)
Untitled, 1964. Pen and ink, brush and ink, graphite, and watercolor on paper, 22 x 23".
Из книги "THE DISCOVERY OF AMERICA", p. 9, 1992.
Saul Steinberg and Hedda Sterne, photo by George Platt Lynes, 1944-45.
"В 1945 г. опубликовал первый свой альбом Все в линию (All in line). Много путешествовал, в 1956 посетил СССР, создав цикл добродушно-иронических рисунков о разных республиках."
Скетчи из сборника "ALL IN A LINE", 1947.
http://mikelynchcartoons.blogspot.com/2007/11/all-in-line-cartoons-by-saul-steinberg.html (Вряд ли, как мне кажется, стоит рассматривать ироничные зарисовки Стейнберга (в том числе и путевые) как карикатуру и искать в них серьёзный гэг или тайный подтекст. Просто ироничный взгляд наблюдателя со стороны посредством юмористического рисунка. Иногда дословный. (Привет Михаилу Златковскому!))
"Road, Samarkard, USSR", 1956.
Крупное изображение:
http://i017.radikal.ru/1406/25/174036d2e65b.jpg The New Yorker, 6/9/1956. (A man's room in Moscow during the winter.)
The New Yorker 6/9/1956. (Bundled Moscow inhabitants during the winter.)
The New Yorker, 4/28/1945. (Poor family in India.)
The New Yorker, 4/28/1945. (G.I. offered papers by street urchins.)
"Hitler's Bunker", The New Yorker, 3/29/1947.
"K Ration". The New Yorker, 6/10/1944.
"Underground", 1946.
"New York Subway Exit,", 1944. Ink on paper, 11 3/4 x 14 1/2".
"All In Line" and "The New Yorker Magazine", February 26, 1944.
"Drug Store," 1945, Ink on paper, 24 x 18"
"...В 1933 году отправился в Италию для изучения архитектуры в миланском Политехническом институте."
Диплом архитектуры Миланского Политехнического Института, 1940.
Из книги "Illuminations", 2006.
"Ring Dome Milan".
"View of the World from 9th Avenue", 1976. Ink, pencil, colored pencil, and watercolor on paper, 28 x 19".
Cover drawing for The New Yorker, March 29, 1976.
(Наверное, самая знаменитая работа Стейнберга. Эту же замечательную идею эгоцентричного восприятия мира, непомерно раздутого самомнения о своей величности и значимости потом вольно процитировали в
афише фильма "Москва на Гудзоне". Да и сам Стейнберг обыгрывал эту находку не однажды.)
Main Street--Small Town, section of The Americans mural, American Pavilion, Brussels World's Fair, 1958.
Collage, mixed media, and enlarged photographs, approximately 10 x 20'.
Musées Royaux des Beaux-Arts de Belgique, Brussels.
Saul Steinberg with Nose Mask (Manhattan, 1966. Фото Inge Morath.
(Особая любовь к маскам. Как вам такая - носовая?))
Artist Saul Steinberg, wearing mask, at party at home of Alexander Calder. 1959. Фото Gjon Mili.
1960. Фото Inge Morath.
Из книги "LE MASQUE", 1966.
http://www.lab-curio.com/book/re/LEMASQUE.htm Из книги "THE LABYRINTH", 1960.
http://www.lab-curio.com/book/re/THELABYRINTH2.htm (Очень полюбляемые Стейнбергом и "Нью-Йоркером" визуально-смысловые игры со словами.)
The New Yorker, May 24, 1999.
Крупное изображение:
http://s020.radikal.ru/i722/1311/86/942aaf780e1a.jpg The New Yorker, Mar. 7th, 1970.
"I Do, I Have, I Am", 1971. Ink, marker pens, ballpoint pen, crayon, gouache, watercolor, and collage on paper, 22 3/4 x 14". Cover drawing for The New Yorker, July 31, 1971.
1968.
The New Yorker, 10/27/1986.
http://www.eleven.co.il/article/13943http://en.wikipedia.org/wiki/Saul_Steinberghttp://www.musees-strasbourg.org/sites_expos/steinberg/index.php?lang=enhttp://cartoonia.net/index.php?option=com_content&task=view&id=223&Itemid=77http://www.artnet.com/magazineus/reviews/davis/davis1-4-07_detail.asp?picnum=1http://www.nytimes.com/slideshow/2007/11/24/nyregion/20071125_ARTSWE_SLIDESHOW_index.htmlhttp://papeisdealexandria.blogspot.com/2007/11/saul-steinberg.htmlhttp://madinkbeard.com/blog/archives/saul-steinberghttp://www.nytimes.com/slideshow/2005/06/12/books/12STEIN_SLIDESHOW_2.htmlhttp://alicelachtzicheenweblog.web-log.nl/alicelachtzicheenweblog/saul_steinberg/http://www.johnsonbanks.co.uk/thoughtfortheweek/index.php?thoughtid=409http://www.artinfo.com/news/photos/257/4218/http://www.artcritical.com/mullarkey/MMSteinberg.htmwww.artscope.net/VAREVIEWS/saulsteinberg0902.shtmlhttp://www.saulsteinbergfoundation.org/news.htmlhttp://www.nga.gov/fcgi-bin/gemini.pl?slide=1&artist=52http://www.liveauctioneers.com/item/7615923http://www.cartoonblues.com/forum/Стейнбергhttp://www.saulsteinbergfoundation.org/gallery.htmlhttp://www.saddoboxing.com/Boxing-Posters/i3836795.html (фото)фото Стейнберга от Gjon Mili для журнала "LIFE" П.С. Если что-то не так в тексте, то извиняюсь и прошу меня поправить, с удовольствием откорректирую или дополню информацию. Большая благодарность всем, чьи скан-изображения и тексты были использованы в этой подборке. При наличии претензий готов извиниться и удалить авторские материалы.
UPD: Продолжение
см.здесь.