Война за Гоа.Португалия vs Индия.

May 22, 2020 16:45


#history

Сегодня поговорим о музыке.


Вернее о рейвах.Вернее о трансе.Вернее о Гоа.

Кто же не хочет в разгар карантина оказаться на пляже,в окружении беззаботных брюнеток,танцующих под биты диджеев топлесс и загадочно улыбающихся на вопрос «Как дела? -Нормально»!А затем они сами отведут тебя в свой номер,и даже не оставят телефон.Но это будет уже когда откроются аэропорты.А 60 лет назад разыгралась самая смешная и скоротечная война.А чего ещё ждать от Гоа?

Готовы отправится на пляжи к океану и пальмам?Тогда помчали:










Португальское владычество над узкой 100-километровой полоской пляжей на западном побережье Индостана длилось целых 450 лет. В середине XX века Потругалией жестко правил авторитарный премьер-министр Антонио де Оливейра Салазар, местная версия испанского генерала Франко. Националистические ценности были в ходу, поэтому весьма понятно, что Португалия отказывалась признавать очевидное - ее колониальные дни в Индии после создания на всем субконтиненте единого государства были сочтены. Индусы неоднократно делали дипломатические попытки решить вопрос, заявляясь, что колониализм остался в прошлом и присоединение Гоа в остальному государству - логичный этап построения нового мира. Население Гоа тоже хотело избавиться от заморского правительства и войти в состав Индии. В Панджиме не раз случались мирные демонстрации в духе Ганди, которые португальская полиция неизменно подавляла, сажая и даже расстреливая участников

Но португальцы не намерены были сдаваться. Под руководством энергичного генерал-губернатора Паулу Бенар-Гедеша были приняты меры по ускоренному развитию территорий.

Была организована программа, по которой жители Гоа бесплатно получали 15-дневные турпутёвки по Португалии с перелётом на самолётах ТАИП. Администрация сняла последние ограничения на отправление индуистских обрядов.

Улучшение жизни в Португальской Индии привело к прекращению оттока населения за её пределы, уровень доходов к 1960 году здесь на треть превышал уровень доходов в соседних индийских штатах. Гоанцы жили даже лучше, чем жители некоторых депрессивных регионов на юге самой Португалии.

Активно строились дороги, школы, больницы, было введено всеобщее начальное образование. Была организована добыча железной руды и марганца на севере Гоа, за счёт субсидий удерживались низкие цены на товары первой необходимости (в число которых входили даже транзисторные приёмники).



В Гоа, Диу и Дамане строились современные аэропорты, а в мае 1955 года была создана авиакомпания Transportes Aéreos da Índia Portuguesa (ТАИП), организовавшая транспортировку людей и грузов между анклавами, а также в Португальскую Индию из Мозамбика и Карачи. Поставки из Пакистана обеспечивали Гоа продовольствием.

Но с осени 1961 года индийцы перешли к тактике заброски на португальскую территорию групп диверсантов. Это привело к обстрелу португальской береговой охраной торгового судна Индии, причем погибли пассажиры и часть команды. Индийская сторона объявила, что ее терпение иссякло и теперь конфликт имеет только военное решение.

Индия стянула к границам Гоа, Дамана и Диу до 45 000 солдат, танки, артиллерию, авиацию и военно-морскую группировку, включавшую два крейсера, пять фрегатов и легкий авианосец. Противостояли им один фрегат, три легких катера и около 4000 солдат при минимуме артиллерии. Хорошо обученными были всего 200 морских пехотинцев. Губернатор Мануэл Вассалу-и-Силва приказал вооружить полицию, налоговиков и таможенников.



Тем временем Салазар запоздало попытался перебросить в Индию войска, боеприпасы и оружие. Но сделать это уже не успел. Президент Египта Гамаль Насер отказался пропустить португальские корабли через Суэцкий канал. Зенитчики прибыли в Гоа через Пакистан... под видом футбольной команды, да и то их хватило на расчеты для четырех устаревших «Эрликонов». И даже американские союзники отказались предоставить Португалии свою военную базу в Ливии для дозаправки самолетов.



В отчаянии Салазар 14 декабря послал губернатору Гоа телеграмму, в которой просил в случае вторжения продержаться хотя бы восемь дней и, если потребуется, погибнуть всем, но дать время правительству обратиться в ООН. Заодно он потребовал при малейшей угрозе захвата Гоа и Дамана взорвать все, построенное там португальцами. Силва ответил, что «готов погибнуть, но... не смеет уничтожать свидетельства 400-летнего пребывания его народа в Индии».

17 декабря индийские войска при поддержке танков перешли границу Гоа. Так началась операция «Виджай» («Победа»), но вооруженное сопротивление португальские части стали оказывать лишь на следующий день. Индия подвергала все три эксклава непрерывным бомбежкам и обстрелам корабельной артиллерии. Силы противовоздушной обороны были подавлены в первые же часы, затем пришла очередь флота. Эвакуация гражданского населения проходила под бомбежкой и обстрелами.

Надо заметить, что в рядах индийских сил, освобождавших Гоа, было немало гоанцев, перебравшихся в Индию после провозглашения независимости. Так, налётом на аэропорт Даболим командовал лейтенант ВВС Пинту де Росариу, а войсками, наступавшими с юга, - бригадир Терри Баррету. В индийском парашютисте, охранявшем пленных, один португальский прапорщик узнал своего соседа, с которым они вместе бегали в школу.

Утром 18 декабря индийские самолёты разбомбили аэропорты в Гоа, Диу, Дамане и радиостанцию в Баболиме, прервав связь Гоа с внешним миром. В гавани Диу авиация пустила ко дну португальский сторожевой катер «Вега».

В 9:00 выход из гавани блокировала группа из трёх фрегатов и тральщика ВМФ Индии. В 11:00 гавань бомбили индийские самолёты.

В 12:00 португальцам было предложено сдаться. Получив отказ, индийские фрегаты «Бетва» и «Беас» вошли в гавань и в 12:15 открыли огонь из своих 4,5-дюймовых скорострельных пушек по «Альбукерке». Португальцы открыли ответный огонь.

В 12:20, когда «Альбукерке» маневрировал, чтобы занять более выгодную позицию для использования всех своих орудий, индийский снаряд разорвался на его мостике. Капитан Антониу да Кунья Аражау был серьёзно ранен. Командование принял старпом Сарьмиенту Говейя.

В 12:35 крейсер, получивший ещё несколько попаданий в машинное отделение, был посажен командой на мель и продолжал вести огонь до 13:10. Затем моряки покинули корабль, на котором начался пожар.

Португальцы сопротивлялись всерьез, но через два дня стало ясно, что Гоа не удержать. Силва принял решение капитулировать. Последние очаги сопротивления были подавлены 22 декабря. Индийская армия потеряла убитыми 34 человека, португальцы - 31. Остальные защитники Гоа оказались в плену, за исключением одного катера, сумевшего уйти в Пакистан.






Португалия попыталась обратиться с жалобой в ООН, но все свелось к перепалке США и СССР при участии их «групп поддержки» - все декларации были взаимно заблокированы. Лиссабон разорвал дипломатические отношения с Индией и не признавал аннексию Гоа и Дамана до 1974 года, пока в Португалии не произошла «Революция гвоздик», и все колонии получили независимость.

Индийские солдаты захватывают гоанские деревушки. Их там встречали не как освободителей, а как оккупантов

Однако индийцы столкнулись с неприятными сюрпризами. Их не встречали как освободителей. Напротив, гоанские девушки отказывались танцевать с офицерами-по-бедителями. Многие мирные жители приносили пленным португальцам еду, сигареты и деньги. В отместку индийские солдаты разграбили все магазины, лавки и дома зажиточных горожан.

Даже лидер индийской националистической партии «Сватантра» («Свобода») Чакраварти Раджагопа-лачария с горечью заявил: «Индия полностью потеряла моральное право поднимать голос против использования военной силы». «Первоначальное возмущение переходом пацифистской Индии к военным действиям перешло в смирившееся презрение», - писала британская пресса.

Американцы разрывали контракты с Индией, отказывали в кредитах и снизили объемы взаимной торговли на 25%.

Международная реакция оказалась довольно вялой. Полную поддержку Индии выразили СССР, другие социалистические страны, прогрессивные режимы стран Третьего мира, левые партии в западных странах. 18 декабря 1961 года США внесли в Совбез ООН резолюцию о немедленном прекращение огня и отводе войск на исходные позиции, но СССР наложил вето.

Публично западные дипломаты выражали сожаления, что Индия прибегла к силе. А в кулуарах откровенно говорили, что хорошо, что всё так быстро закончилось и без лишних жертв - вот бы все международные конфликты так решались.

В Чёрной Африке индийская операция была встречена с бурным воодушевлением. «Португальские мясники наконец-то получили по заслугам!»

В ответ на возмущение индийского посла президент США Джон Кеннеди заявил: «Последние пятнадцать месяцев вы читали нам мораль, а сейчас поступили, как ни одна нормальная страна не поступает... Люди говорят: проповедника поймали на выходе из борделя». Посол США в Индии Джордж Гэлбрайт был немедленно уволен после фразы: «Я одобряю все войны, если они будут похожи на войну между Индией и Португалией - спокойными и быстрыми».

Эта скоротечная война сблизила Индию с СССР и отдалила ее от США и их европейских союзников. А заодно подлила горючего в противостояние двух сверхдержав. Сделала ли она кого-то сильнее - большой вопрос.

Ну а мне почему-то хочется обо всем этом не думать,а просто всю ночь танцевать у колонки на берегу тёплого пляжа,и красивым нимфам задавать один единственный вопрос «Как дела?»

history, #historyСегодня, экзотика, historywar, Португалия, Индия, война

Previous post Next post
Up