Давным давно, задолго до всяких событий хотел попробовать один примус - ПТ-3 (примус туристический). Производился он ранее на Украине на предприятии ОАО "Мотор Сич", г. Снежное, Донецкая область, Украина. Ныне, что удивительно, производство не свёрнуто и изделия этой модели продолжают выпускаться. Мне удалось купить новый примус, даже недавно произведённый в марте 2023 года. Не думаю, что он претерпел какие-то радикальные изменения с тех времён.
Мне было интересно, как же он работает, недостатки и достоинства его конструкции. Поэтому скорее хотелось его попробовать. Забегаю вперёд скажу, что примус прикольный, но впечатления неоднозначные.
Руководство по эксплуатации
Вообще, я считал этот примус идеологическим наследником знаменитого примуса "Смерть тутриста" ака ПТ-1 (не зря же та же абривитура). Но, оказалось что он крупнее и совершенно другое устройство.
Сравнение размеров и компоновки ПТ-1 и ПТ-3
Что бросается в глаза, это некоторая колхозность изготовления некоторых элементов. Использование саморезов, краски на горелке (где она не требуется). И, совершенно неудачная конструкция смесителя паров бензина и воздуха, которая изготовлена с завода несоосно и вероятнее всего будет загораться. Что в последствии подтвердили испытания.
Саморезы крепления и смеситель воздуха
Все "винты" - это просто саморезы по металлу, как бы ужасно это не выглядело. И они совершенно неаккуратно торчат с другой стороны. Вообще, примус сделан весьма добротно, но какие-то элементы сделаны так плохо, что портят всю концепцию. Перегревная трубка окрашена, и не позволяет ставить посуду со свисающим краем, типа ведра или ребристого чайника.
Ну что же, настала пора произвести испытания. По инструкции промыл бачок бензином, и от туда вышло весьма много масла, бензин сливал коричневым. Не думаю, что это прям плохо, но определённая особенность. Разогревал обычным спиртом, не хочу дышать испарениями сухого горючего, они весьма вредны.
Прогрев
Чашки спирта не хватило, чтобы качественно прогреть горелку и она некоторое время ещё желтила.
Спустя какое-то время, когда пламя стало голубым,
решил вскипятить чайник, о котором писал ранее. Чайник с успехом использовал на многих примуса, но на этом начались первые проблемы: мешала трубка его поставить.
Следом, из-за несоосности выпускного клапана и смесителя, постоянно загорались пары бензина возле смесителя.
Проблемы конструкции горелки
Решил эту проблему, подогнув отвёрткой сопло клапана и горелки. Плюс, один из советов - установить сеточку, которая не будет давать пламени попадать внутрь.
Спустя 10 минут войны с примусом, удалось вскипятить воду и попивая чаёк, обнаружил что примус после первого запуска начал осыпаться, буквально.
Остатки обгоревшей краски
Резюмируя
Не смотря на возникшие проблемы, и то что после покупки его нужно доработать напильником, примусу быть. Даже рассматривая фотографии я видел, что эта горелка значительно более низкого качества, чем его советские собратья. Однако, за её цену (около двух тысяч рублей), это прекрасный выбор, и, на сегодняшний день, жидкое топливо пока ещё более доступно, чем газ. Можно его купить в любых количествах на любой заправке.
В принципе примус мне скорее понравился, чем не понравился. Но требует более аккуратного обращения, чем тот же "Шмель", или даже его старший собрат ПТ-1. Один раз доработать и можно использовать.