Стиховодоведоводофилофобия.

Jul 21, 2014 12:15


Итак, приступлю.

Коварная mogulia19 запостила у себя вот это - ссылка вот на это. По причине граждански активной позиции в отдельно взятом ЖЖ, не скажу каком, я отметился в комментах и получил задание.

Итак предисловие:
"Условия флешмоба: вы отмечаетесь в этой записи, я называю вам любого поэта, вы вывешиваете у себя самое понравившееся его стихотворение, по желанию - с этим же предисловием. Поэт может быть совершенно любой - от нашего всего до приятеля, публикующего стихи в блоге."

Условия просты, правда?

Мне выдали Мандельштама.
М-да.

Я честно с 14 июля читал этого поэта. Нашел наиболее понравившееся мне стихотворение, всё таки. Вот оно:

Осенний сумрак - ржавое железо
Скрипит, поёт и разьедает плоть...
Что весь соблазн и все богатства Креза
Пред лезвием твоей тоски, господь!

Я как змеей танцующей измучен
И перед ней, тоскуя, трепещу,
Я не хочу души своей излучин,
И разума, и музы не хочу.

Достаточно лукавых отрицаний
Распутывать извилистый клубок;
Нет стройных слов для жалоб и признаний,
И кубок мой тяжел и неглубок.

К чему дышать? На жестких камнях пляшет
Больной удав, свиваясь и клубясь,
Качается, и тело опояшет,
И падает, внезапно утомясь.

И бесполезно, накануне казни,
Видением и пеньем потрясён,
Я слушаю, как узник, без боязни
Железа визг и ветра тёмный стон!

Почему? Потому что оно единственное, что мне более-менее понравилось. Кроме того, я зацепился взглядом за "ржавое железо" в первой строке, а к железу я испытываю некий пиетет и доверие, несмотря даже на то. что оно ржавое.


В процессе изучения творческого наследия товарища Мандельштама, я твёрдо понял две вещи. Первая - мои отношения с поэтами "золотого века" (если правильно помню название периода), в-общем, со всеми теми кто рядом с Пушкиным, Мандельштамом, Лермонтовым, Есениным и прочими Бродскими, у меня категорически не складываются и скорее всего не сложатся уже никогда. Потому что им на меня в принципе пофиг, а мне их читать - ну никакого удовольствия. И вторая - благодаря fair_lady я теперь знаю, как это называется - я понял, что в отношении стихов я не визуал, а аудиал. Мне трудно читать стихи с листа, мне их нужно слушать. И желательно в виде песни, хотя Вера Полозкова, например, не поет а просто читает под музыкальное сопровождение, и мне это очень нравиться.

Читая Мандельштама, я никак не мог избавиться от ощущения чего-то липкого, как будто я погружался в патоку и барахтался там. Нагромождение образов, замутная игра с ними, возможно, сделали его популярным на каких-нибудь питерских литературно-поэтических вечерах, где утонченные дамы слушали очередное его творение под вино и сигареты и томно кивали "о да, какой прекрасный образ, какая сила!", сами при этом не вполне понимая, что говорят, и о чем вообще речь. И дальше последовало признание в духе "А вы читали Хэмингуэя? Прекрасный роман!!! Только я не помню, кто автор...". Кстати, в случае Мандельштама выяснилось, что его я не воспринимаю даже в аудио виде, один из стихов был спет то-ли Арбениной, то-ли Сургановой (я их путаю между собой по песням, потому что фактически это одно лицо :) ), и песня эта мне никогда не нравилась. Причем, могулия, это вот то самое с "припухшими желёзами". Несмотря на мою любовь к фильмам ужасов, именно этот образ "закомый до припухших желёз" вызывает во мне некоторое содрогание омерзения. Я могу спокойно смотреть на фильмы студии Трома, с их кишками, гноем и рвотными массами, но это в моей шкале омерзения получило высший балл. Почему? Потому что Трома - это стеб и безудержное веселье, а Мандельштам - густая липкая патока, засасывающая и не дающая воли. Я не знаю, с чего вдруг его посчитали "мужским" поэтом. Во-первых, делить поэзию по гендерному признаку вообще странно, во-вторых если уж делить, то его стихи это и не мужское и не женское, некое трансвестическое, манерное приодетое, хихикающее и норовящее зайти сзади. А в-третьих, если и есть мужская поэззия, то это...

А вот тут я и развернусь сейчас.

Так уж получилось я вырос на рок-музыке. На русском роке, Это Наутилус, Кино, ДДТ, Ария, Круиз, несть им числа. И если и есть мужская поэззия - это поэззия рок-музыкантов. И здесь первым в очереди стоит Цой.

Белый снег, серый лед..
На растрескавшейся земле..
Одеялом лоскутным на ней..
Город в дорожной петле..
А над городом плывут облака..
Закрывая небесный свет..
А над городом желтый дым..
Городу две тысячи лет..
Прожитых под светом звезды по имени Солнце..

И две тысячи лет война..
Война без особых причин..
Война - дело молодых..
Лекарство против морщин..
Красная-красная кровь..
Через час уже просто земля..
Через два на ней цветы и трава..
Через три она снова жива..
И согрета лучами звезды по имени Солнце..

И мы знаем что так было всегда..
Что судьбою был больше любим..
Кто живет по законам другим..
И кому умирать молодым..
Он не помнит слова да и слова нет..
Он не помнит ни чинов ни имен..
И способен дотянуться до звезд..
Не считая что это сон..
И упасть опаленный звездой по имени Солнце..

Больше двадцати лет песне и стихам, нет никаких салонно-богемных наворотов смыслов, игры слов... А берут за душу и дергат за нервы все также мощно.

Или это...

Я устал от чужих городов,
Я устал колоть этот лёд.
Я хотел бы уснуть,
Но нет времени спать.
И опять за окнами ночь,
И опять где-то ждут меня,
И опять я готов идти.
Опять...

Но я верю, что ты
Снова скажешь эти несколько слов,
И тогда я готов
Оставить след на этом снегу.
И я знаю, что мне
Недолго осталось ждать.
Чтобы снова увидеть
Сосны на морском берегу.

Переулки молчат,
Под ногами - усталый асфальт,
Но под крышами город
Продолжает жить,
И пускай фонари
Светят ярче далёких звёзд -
Фонари все погаснут, а звёзды
Будут светить.

И я верю, что ты
Снова скажешь эти несколько слов,
И тогда я готов
Оставить след на этом снегу.
И я знаю, что мне
Недолго осталось ждать.
Чтобы снова увидеть
Сосны на морском берегу.

Если меня когда-нибудь заставят выбирать между салонно-богемной поэззией Мандельштама и поэззией кочегарок и темных переулков Цоя - выбор для меня очевиден.

Но не только ведь русским роком жив человек.
Есть такая группа Sybreed. И есть у них совершенно прекрасная баллада - From Zero To Nothing, где почти та же тема неизбывной тоски, что в выбранном мной стихотворении Осипа, подана на мой взгляд гораздо лучше, мощнее и проникновеннее. (Им наверное не надо производить впечатление на дам своим умением играть словами, они просто писали то, что чувствовали)
Вот она сама -

image Click to view


А вот ее текст...

Day after day, recurring self-acting gestures
Изо дня в день повторяющиеся автоматические действия,
I can but feel this repetition and stand benumbed
Я не могу не чувствовать эту повторяемость, и стою в оцепенении.
I cannot run away
Я не могу сбежать,
My existence in dissolution
Моя жизнь тает.
How could I break this deadly cycle
Как мне разорвать этот смертельный порочный круг,
To rise instead into the light again?
Чтобы снова подняться на свет?
I have been waiting for the day when I could sort it out
Я ждал того дня, когда смогу все уладить,
But nothing ever changing
Но ничего никогда не меняется.
I'm wasting my own life
Я попусту растрачиваю свою жизнь,
I am going from zero to nothing
Я превращаюсь из нуля в ничто.
I have been waiting for the day when I could sort it out
Я ждал того дня, когда смогу все уладить,
But nothing ever changing
Но ничего не меняется.
I'm wasting my own life
Я попусту растрачиваю свою жизнь,
And becoming what I have sworn to never be
И становлюсь тем, кем я поклялся никогда не быть.

Time passes by in slow motion
Время проходит мимо в замедленном движении,
Now I get why I have tried so hard
Теперь я понимаю, почему я так старался
To keep on striving and change in someone else
Продолжать бороться и стать кем-то другим.

I have been waiting for the day when I could sort it out
Я ждал того дня, когда смогу все уладить,
But nothing ever changing
Но ничего никогда не меняется.
I'm wasting my own life
Я попусту растрачиваю свою жизнь,
I am going from zero to nothing
Я превращаюсь из нуля в ничто.
I have been waiting for the day when I could sort it out
Я ждал того дня, когда смогу все уладить,
But nothing ever changing
Но ничего не меняется.
I'm wasting my own life
Я попусту растрачиваю свою жизнь,
And becoming what I have sworn to never be
И становлюсь тем, кем я поклялся никогда не быть.

When there is no way out
Когда выхода нет,
All just become insignificant
Всё становится незначительным.
I can't breathe
Я не могу дышать,
I can't sleep
Я не могу спать,
Am I dead?
Может, я уже мёртв?
No more faith
Нет больше веры,
No more hopes
Нет больше надежды,
No more dreams
Нет больше мечт.

Текст и перевод взят с амальгама-лаб, если что, претензии туда.
Про Sybreed и еще одну команду, Swallow the Sun, я всё собираюсь выдать отдельный пост, может всё-таки и соберусь.

Пожалуй, на этом я остановлюсь. Говорить про рок-поэззию можно долго, много и интересно, но главная мысль, надеюсь, ясна.

Теперь хочу упомянуть "женскую" поэззию. Нет, я не про Цветаеву и прочих тех же. С ними у меня отношения такие же, как с Мандельштамом. Я сейчас про двух своих любимых поэтесс - Веру Полозкову и Алю Кудряшеву.
У Али я впервые прочитал "Мне снился конечно поезд..." и конкретно залип на это стихотворение. Знаете как бывает... Созвучное ощущение, какие-то образы, рваный, но такой щемящий ритм... И как можно делить поэззию по половому признаку? Стихотворение-то, если так рассуждать, женское, про девушку, которая ждет любимого и волнуется, но мне-то нравиться, и я не девушка нихрена ни разу. А тут "сырая лесная помесь и кислые проводницы... в каком-то пустом вагоне, в какой-то невнятный город...". И что-то отзывается внутри меня ведь на это. Какое-то до боли знакомое состояние.
Ну а с Полозковой у нас практически любовь. Мы с ней наедине провели месяца полтора, она говорила у меня в наушниках, а я ее слушал и ... трудно сказать, хотел написать, что получал удовольствие, потом подумал, что там было не только и не столько удовольствие, а какая-то дикая и гремучая смесь эмоций. Впрочем, тогда у меня самого эмоциональное состояние было то еще.

Из любого правила есть исключения, и у меня есть поэт, которого я с удовольствием читаю, хотя с не меньшим удовольствием бы послушал. Это Омар Хайям.

Вот такой флэшмоб, однако.

извращенный вкус, музыка, censored, песни, о любви, цитаты, видео, за жизнь

Previous post Next post
Up