Выигравшая второй сезон
премии «Поэзия» статья Валерия Шубинского о Кривулине и Охапкине, в сопоставлении с выигравшей первый сезон
моей статьёй о Капович, позволяет, кажется, осторожную генерализацию (которая не обязана остаться в силе в дальнейшем, поскольку персональный состав жюри видоизменяется от сезона к сезону). Победитель должен брать отчётливо очерченный материал и демонстрировать известный уровень внимания к деталям, одновременно апеллируя к широкому и разнообразному контексту и предлагая некоторую достаточно общую идею, выходящую далеко за пределы конкретного обсуждаемого кейса. Это описание может показаться универсальным, но в действительности оно соответствует вполне определённому жанру и типу высказывания о поэзии: легко убедиться, что в премиальных списках немало статей, которые могут быть хороши или плохи сами по себе, но не покрываются этим описанием. Почему это важно? Потому что всегда интересно (в предположении, что жюри честно голосует за данные тексты, а не за имена их авторов или, например, за места публикации), чем именно побеждает победитель. И если оказывается, что победитель побеждает скорее конструкцией своего высказывания, чем его месседжем, - то это может освободить нас от необходимости разбираться, отчего именно месседж статьи Шубинского, договаривающей те идейно-эстетические возражения, с которыми петербуржцы 1980-х годов вышли против своих непосредственных предшественников, петербуржцев 1970-х годов, в 2020 году оказался настолько востребован не слишком причастными к этой историко-литературной контроверзе членами жюри.
- - - - - - - - -
Оригинал этого поста размещён в авторском блоге
https://dkuzmin.dreamwidth.org/ Комментирование постов автора происходит там.