Конечная станция

Sep 20, 2008 19:55




Похоже, авиакомпании «Дальавиа» в привычном виде приходит бесславный конец. Стоит напомнить, что она была образована на базе Хабаровского объединенного авиаотряда, являвшегося крупнейшим в регионе. В советское время даже из Владивостока часто летали в Москву да и вообще на запад страны именно через Хабаровск, тогда де-факто представлявшим собою настоящий хаб (узловой аэропорт) для всего Дальнего Востока. Между тем разговоры о превращении региональной столицы в хаб де-юре сейчас выглядят куда менее убедительными.

После развала Союза Хабаровскому объединенному авиаотряду достался неплохой для своего времени летный парк: дальнемагистральные Ил-62М, среднемагистральники Ту-154 (в основном модификации М), обслуживающие региональные линии Як-40 и Ан-24. У других дальневосточных городов ничего подобного не было. Конечно, самолеты постепенно вырабатывали свой ресурс, а с точки зрения топливной эффективности они заметно уступали зарубежной продукции. «Дальавиа» быстро избавилась от справедливо получивших прозвище пожирателей керосина Як-40, с самого конца 1990-х годов стала постепенно заменять Ил-62М на более современные и экономичные Ту-214 (они же Ту-204-200), взятые в финансовый лизинг. Собственно, в основном за патриотичность этого выбора на фоне тяготеющих к «иномаркам» авиакомпаний запада страны «Дальавиа» стала в 2001 году лауреатом конкурса «Крылья России».
Надо сказать, что с Ту-214, особенно ранних выпусков, у техников и менеджеров хабаровской компании хватило проблем. Машины оказались довольно капризны, подвержены целому комплексу так называемых детских болезней. Не зря они получили здесь прозвище «томагочи». Начать даже с того, что авионика (электронное оснащение пилотских кабин) у первых машин оказалась не унифицированной, то есть не взаимозаменяемой, что добавляло хлопот при ремонте и обслуживании. К примеру, у одного из воздушных судов был врожденный дефект, выражавшийся в заметной разнице температурных режимов в первом и втором салонах: если в бизнес-классе было комфортно, то остальные пассажиры мерзли, а если им поднимали температуру, то в первом салоне приходилось мучиться от жары. Постепенно все трудности были преодолены, и «томагочи» прочно заняли место устаревших красавцев Ил-62М на большинстве средне- и дальнемагистральных линий «Дальавиа» (к чести Ту-214 надо отметить, что за все время эксплуатации до настоящего момента с этим самолетом не произошло ни одной катастрофы). А линий у авиакомпании было немало как внутри страны, так и за ее пределами; по российским меркам «Дальавиа» оставалась довольно-таки крупным перевозчиком.
Между тем сервис на ее рейсах да и цены радовали отнюдь не всегда. В частности, флагманский утренний рейс 35/36 в Москву являлся самым дорогим, так как им летали командировочные чиновники, коль поддерживающий «Дальавиа» губернатор края заявил, что надо пользоваться услугами местной компании, которая платит налоги в Хабаровске. Однако несомненным достоинством этой авиакомпании была довольно-таки высокая регулярность (точность следования расписанию) по крайней мере на столичном направлении. Я сам чаще в Москву всего летал именно упомянутым рейсом.
Некоторое время назад поползли слухи, что «Дальавиа» собирается купить «Аэрофлот», нуждающийся в «дочке» на Дальнем Востоке, чтобы повысить свою конкурентоспособность на внутреннем рынке, где первую скрипку стала играть компания S7 (бывшая «Сибирь»). В общем до слияния дело так и не дошло, хотя «Дальавиа» и стала обслуживать своими самолетами и экипажами рейсы «Аэрофлота» из аэропорта Шереметьево в Хабаровск. Более того, когда в конце лета начались проблемы у AirUnion, «Дальавиа» претендовала на участие в объединенной компании, создаваемой на основе упомянутого альянса госкорпорацией «Ростехнологии», властями Москвы и администрацией Красноярского края.
Однако дела у хабаровского авиаперевозичка были не лучше, чем AirUnion. Оказалось, что с середины лета авиакомпания задолжала хабаровскому аэропорту более 240 млн рублей. Несмотря на высокий сезон, руководство «Дальавиа» просто не оплачивало счета за наземное обслуживание, пока у аэропорта не лопнуло терпение, и он не отказался обслуживать рейсы этой авиакомпании. Временной мерой стал перевод всех рейсов из внутреннего терминала в международный, но спасти ситуацию это все равно не смогло. Уже с конца августа у «Дальавиа» начались катастрофические задержки рейсов, при этом билеты в кассах продавались полным ходом, хотя компания заведомо знала о том, что не сможет обеспечить перевозку в указанные в них сроки.
Ситуация, казалось бы, не нова: я сам как-то давно провел более суток в Москве из-за задержки рейса «Аэрофлота», не так давно более трех суток «мариновала» в Хабаровске своих пассажиров «Трансаэро». Однако у «Дальавиа» проблема приобрела системный характер, из-за чего 12 сентября было возбуждено уголовное дело по статье 171 УК РФ (незаконное предпринимательство). В числе наиболее серьезных нарушений называются отсутствие четкой схемы предоставления пассажирам задержанных рейсов предусмотренных законом услуг, а также недостаточное информирование об оказываемых авиакомпанией услугах.
В пятницу же 19 сентября «Дальавиа» прекратила продажу билетов. Сегодня я услышал в местных теленовостях о том, что авиакомпания временно передается в оперативное управление «Владивостокских авиалиний». Подозреваю, что это финальный аккорд хабаровского перевозчика.
К слову, о «Владавиа» ничего плохого сказать не могу: из небольшого регионального авиаотряда компания смогла вырасти в немаленького перевозчика, приобрести как Ту-204-300, так и Airbus A320, что заслуживает уважения. Сервис на борту ее самолетов, правда, тоже не образцовый, но уж точно не хуже, чем у «Дальавиа», ценовая политика тоже весьма похожа (попросту говоря, билеты дорогие, особенно в страны Юго-Восточной Азии).
С чужой колокольни нелегко понять в полной мере, что именно привело хабаровскую авиакомпанию к краху. У меня есть знакомые, работавшие в «Дальавиа» в разные годы. И все они в один голос обвиняют неэффективное, а точнее безграмотное управление (тут надо вспомнить то, что последние месяцы компанией управляют топ-менеджеры «Аэрофлота»): в частности, штаты авиакомпании раздуты, заработанные деньги нередко уплывают невесть куда на весьма сомнительные цели… И уж совсем интересно, почему это в высокий сезон, когда и «стригутся купоны» бизнеса авиаперевозчика, компания даже не пыталась гасить свою задолженность перед аэропортом. Может быть, деньги к этому моменту уже сознательно выводились куда-то вовне?.. Впрочем, это только предположения. А большинству хабаровчан остается лишь пассивно следить за новостями и летать рейсами других авиакомпаний.

Дальний Восток, на манжетах, авиа

Previous post Next post
Up