Традиционно соборы в глухие средневековые времена сооружались долго. Впрочем, главный храм Парижа, собор Парижской Богоматери (Notre-Dame de Paris), может похвастаться: он был возведен всего лишь чуть менее чем за полтора столетия - с 1163 года по конец XIII века. Можно сказать, образчик скоростного строительства, если его сравнивать, к примеру, с собором Святого Вита в Пражском Граде.
Историки склоняются к мнению, что в Средние века было не принято изначально создавать подробный проект, а строили по сути по наитию: архитекторы сменяли друг друга на протяжении целых веков, в своих работах руководствуясь лишь некой общей идеей. Неудивительно, что в Европе существует масса храмов, которые закладывали как романские, потом продолжали возводить как готические и завершали в еще более поздних стилях вплоть до барокко. Notre-Dame de Paris избежал подобной участи, но историки подозревают, что собор все-таки не вполне достроен: существует ряд свидетельств, говорящих о том, что на башнях главного фасада предполагалось построить еще и высокие островерхие шпили, подобные тем, которые венчают знаменитый собор Богоматери в Шартре.
Notre-Dame de Paris являет собой образец ранней готической архитектуры: подчеркнутая почти всеми элементами устремленность вверх, основную нагрузку свода несут не стены, как в романских храмах, а вынесенные контрфорсы, на которые вес сооружения передается при помощи арок-аркбутанов. Это позволило зодчим сделать стены тонкими и прорезать в них большие окна и розетки. Впрочем, тут окна все же не такие большие, как в соборах, возведенных в эпоху так называемой пламенеющей готики.
Несколько «неклассический» вид на восточный фасад. Он нередко фигурировал в сериале «Красная капелла»: в фильме рядом проходил маршрут, по которому Жан Жильбер, глава советской агентурной сети, имел обыкновение прогуливаться со своей собакой.
Вид с набережной.
Это отдельно стоящее здание служило хранилищем ценнейших реликвий собора: чаще всего святых мощей, оправленных в бесценные золотые раки, украшенные крупными драгоценными камнями. Также здесь жили высокопоставленные служители Notre-Dame de Paris.
В Средние века грамотность даже на уровне элементарного умения читать была в Европе редкостью. Основная масса людей изучала библию только на проповедях и церковных службах, а также по скульптурам и росписи фасадов соборов. Последние часто изображали целые главы из Нового и Ветхого заветов. Для лучшего восприятия и для пущей привлекательности многочисленные барельефы и статуи расписывались яркими красками, в том числе и позолотой. Но со временем эта мода ушла, и до наших дней такие росписи не сохранились. «Историческая справедливость» не восстанавливается, так как точных данных о том, какими именно были эти росписи, нет. Так и стоят сейчас многочисленные европейские соборы со стенами естественного цвета камня: строгие и суровые, вовсе не похожие на те яркие храмы, какими они были более полутысячи лет назад.
Notre-Dame de Paris изнутри. Хорошо видны многочисленные окна, украшенные витражами. В отличие от вышеупомянутого Шартрского собора, здесь витражи - это лишь относительно современные реплики. Время не пощадило подлинные стекла и переплеты. Например, в XVIII веке витражи заменили обычными прозрачными стеклами, чтобы в соборе стало светлее.
В годы Французской революции собор был превращен в «храм Разума», внутреннему его облику при этом был нанесен огромный ущерб.
Самое удивительное, что в XIX веке городскими властями на полном серьезе строились планы полного сноса Notre-Dame de Paris, и тогда этот выдающийся собор спасла лишь защита ряда деятелей культуры, в том числе и Виктора Гюго. Говорят, что одним из мощных средств, спасших эту архитектурную реликвию Франции, был роман «Собор Парижской Богоматери», вызвавший рост интереса к истории города.
Приятно, что внутри собора разрешено фотографировать, однако использовать штатив при этом запрещено. Видимо, чтобы о его лапы не спотыкались другие посетители, которых днем очень много. Почти все, конечно, туристы.
Резная внутренняя стена, окружающая алтарь. К слову, в православных храмах алтарь обычно вплотную пристраивают к восточному порталу, и в крошечное изолированное заалтарное пространство (если оно вообще остается) допускаются лишь священники. В соборах Западной Европы, как правило, алтарь не примыкает ни к одной из внешних стен, и прихожане могут его обходить со всех сторон.
Статуя святой Жанны д’Арк. Взошедшая на костер в Руане по приговору суда инквизиции (с подачи английских оккупационных властей и при негласном согласии французского короля) в 1431 году, она была посмертно реабилитирована девятнадцатью годами спустя, а в 1920 году - и канонизирована. Любопытно, что после казни легендарной французской патриотки еще несколько десятилетий подряд объявлялись авантюристки, выдававшие себя за чудом спасшуюся Жанну…
Своей безлюдностью этот участок собора обязан исключительно небольшой ограде. :)
Узкая винтовая лестница, ведущая на колоннаду. Эти истертые ступени из мягкого белого камня могли бы знать Квазимодо, существуй он в действительности. Иногда по мере подъема можно видеть закрытые двери, ведущие в различные внутренние помещения собора, всегда скрытые от глаз прихожан.
Лично у меня этот снимок опять-таки вызывает в воспоминаниях известный мюзикл.
А вообще различных химер (их же называют еще горгульями) на колоннаде - масса. Вот, например, одна из них как раз пристально вглядывается в души беззаботно гуляющих внизу туристов. :)
Это вид с еще более высокой точки - с верхней галереи одной из башен.
Справа от протекающей в каменном обрамлении набережной Сены находится остров Ситэ (Ile de la Cite). Именно здесь и возникло во II веке до н.э. селение кельтских рыбаков племени паризиев, а потом и строения древнеримской Лютеции - прародительницы Парижа. Слева расположен знаменитый Латинский квартал. В Средние века здесь селились студенты, школяры и профессура. Позже тут жили дипломаты, тогда квартал считался одним из самых престижных в городе. Сейчас это хоть и до сих пор относительно престижный из-за близости к центру, но все-таки не слишком респектабельный район.
Вдалеке возвышается знаменитая Эйфелева башня (Tour Eiffel), про которую многие почему-то думают, что она украшает центр Парижа. Это, конечно, не так. Когда башню возводили в 1889 году в качестве экспоната Всемирной выставки, то место строительства считалось практически окраиной города.
Справа на горизонте видна группа совершенно нехарактерных для Франции, тем паче для Парижа, высотных зданий района Дефенс (La Defense).
В центре кадра известный холм Монмартр (Montmartre) с венчающей его вершину базиликой Сакре-Кёр (Basilique du Sacre-Coeur) . К слову, я особой романтики этого места не уловил: мрачноватый район с узкими крутыми улочками и не всегда приятной публикой. Такси там вечером не то что поймать, просто увидеть - и то сложно. Такси - это для того, чтобы уехать оттуда в более уютные уголки Парижа, которых в этом романтическом городе хватает.
Опять бесконечное море крыш. На переднем плане все тот же Латинский квартал. Выделяющийся массивный купол - это Пантеон (Pantheon), возведенный во второй половине XVIII века. Изначально в здании предполагалось разместить церковь св. Женевьевы, но в итоге Пантеон стал усыпальницей великих людей Франции. Первым в 1885 году тут был погребен Виктор Гюго.
Видны многочисленные мосты через Сену в старой части города. Вдоль правого берега тянется длинное здание Лувра (Louvre). Широкая зеленая улица, уходящая к виднеющейся вдали Триумфальной арке (Arc de Triomphe), - это знаменитые Елисейские поля (avenue des Champs Elysees).
На горизонте возвышается упомянутый выше «ультрасовременный» деловой район Дефанс. Он был построен в 60-х годах и, строго говоря, не является частью Парижа: расположен он даже не в самом городе, а через один маленький городок - Нейли-на-Сене (Neuilly sur-Seine). Это лишний раз иллюстрирует утверждение, что Париж сам по себе весьма мал - примерно как Москва в пределах Садового кольца.
Центром композиции Дефанс является огромная белая стилизованная арка. Она находится на одной прямой с аркой Карузель (Arc de Triomphe du Carrousel), расположенной между Лувром и парком Тюильри, и Триумфальной аркой на Елисейских полях. Все три вместе они образуют так называемый триумфальный путь.
Взгляд на восток.
Здесь очень хорошо видны арки-аркбутаны.
Внутренний дворик расположенного неподалеку жилого дома. С таким плющом летом и кондиционер не нужен!
Notre-Dame de Paris ночью.
Ночами на Ситэ относительно безлюдно, но бывают и исключения. Например, мне встретилась группа людей, жонглирующих горящими факелами.