1 Когда 25 февраля в безуспешной попытке хоть как-то развеять настроение ремарковских героев мы вышли на традиционную вечернюю прогулку по городу, то увидели дым, еще даже не успев подняться на улицу Ленина.
2 Сначала я решил, что это горит какой-то из деревянных домов на улице Истомина выше Уссурийского бульвара, но в итоге, ориентируясь на густой шлейф дыма, мы дошли аж до Комсомольской площади, где небо уже подсвечивалось пламенем пожарища.
3 Полыхало очень сильно. С края новодельной площади Воинской славы, не так давно разбитой на месте бывшего парка ОДОРА, стало видно, как горит переулок Дьяченко.
4 Однако что именно было охвачено пламенем, я сразу понять не смог, а подойти к пожару с юга - со стороны площади - было почти невозможно из-за опасения отравиться продуктами горения. Их запах оказался чрезвычайно силен, и даже на краю площади Воинской славы для дыхания не хватало воздуха.
5 Сделав крюк по
улице Шевченко и по концу переулка Дьяченко, я наконец-то разглядел, что жертвой огня пал памятник архитектуры - дом купца К.Т. Лихойдова постройки 1890-х годов.
6 Вот он же двенадцать лет назад - в марте 2011 года. Последние десятилетия здание находилось в не лучшем состоянии и утратило большую часть некогда богатого декора.
7 Возможно, именно поэтому в устах не очень-то грамотных СМИ и горожан он удостоился несправедливой эпитафии «сгорел барак». Надежды, что здание восстановят (замеры-то все есть), никакой.
8 К великому счастью, дом был уже расселен, так что никто не погиб и даже не пострадал. Правда, в тот момент мы этого еще не знали и переживали за обитателей.
9 В общем, поднять настроение прогулкой не удалось. Долго глазеть на пожар мы не стали, пересекли улицу Шевченко и прошли в парк. Там, продуваемые свирепым ветром с закованного в лед Амура, выпили так и не согревший нас чай с лимоном из термоса и, совершенно продрогшие, направились домой.
10 Двумя неделями спустя мы вновь вернулись на это же место. Очень жаль, что, пожалуй, последний сохранявшийся до сих пор практически целостный уголок старого Хабаровска -
переулок Дьяченко - уходит в небытие.
11 C утратой дома Лихойдова пострадали все хабаровчане, только многие, увы, этого даже не заметят и не поймут.