Панорама Хабаровска, март 2015. Запад и север

Mar 21, 2015 16:20




1 Давненько я не показывал современный Хабаровск с высоких точек. Думаю, тем, кто покинул город лет десять, даже пять назад, будет не всегда просто быстро выхватить взглядом привычные ориентиры - центр меняется очень быстро, несмотря на все экономические ненастья. Затормозится ли этот процесс с развитием текущих негативных тенденций в национальной экономике, сказать трудно. Вполне возможно, у крупных застройщиков имеется значительный запас прочности, связанный с традиционно высокой маржой и тактикой придерживания от продажи части своих объектов в ожидании дальнейшего роста цен, что позволяет при необходимости высвободить дополнительные собственные средства для дальнейшего вложения в бизнес. По крайней мере до начала текущего года новые башни вырастали, как грибы. Судя по активной рекламе, говорить о приближении затишья в строительной отрасли Хабаровска не приходится. Ну так давайте же взглянем на город во временном срезе марта 2015 года, тем более у меня будет возможность наблюдать его из этих же точек, надеюсь, еще много лет.
Вообще я считаю, что от вида из окна сильно зависит настроение, с которым просыпаешься утром и с которым ложишься спать. Амур, его протоки и острова в обрамлении сопок Хехцира красивы и дают заряд позитива даже в по-зимнему прохладный и слишком уж снежный весенний день. Тем более небесное светило в Хабаровске с его тремя сотнями солнечных дней в году ярко освещает город в любой сезон.


2 Снежная дымка не в силах полностью скрыть амурские дали. Оттуда, из глубины кадра, приходит могучий Амур, слева в него впадает Амурская протока, которую так стали называть из геополитических соображений - раньше она считалась руслом реки Уссури. Именно так по старой памяти горожане, особенно старшего поколения, и продолжают ее называть.
Спасо-Преображенский собор, поставленный на площади Славы у склона Артиллерийской горы, по гребню которой тянется от берега современная улица Ленина, еще с 2001 года строили с тем расчетом, чтобы купола были видны с территории Китая. Если бы тогда проектировщики знали, что через три года границу с Поднебесной согласятся перенести куда ближе к Хабаровску, на высоте сооружения можно было бы немало сэкономить. Ну а так храм с крестами устремлен в небо на 95 метров, что на момент окончания строительства в 2004 году вывело собор на третье место среди отечественных храмов. Не знаю, правда, какую ступеньку в этом рейтинге он занимает сейчас - за прошедшее десятилетие при российском-то активном культовом строительстве вполне могли соорудить что-нибудь более высокое, путь уже и не различимое глазом с китайской земли.



3 А вот, собственно, и сама сопредельная территория. Даже из наших окон вполне можно разглядеть и без помощи оптики некоторые сооружения, возведенные на западной части Большого Уссурийского острова, после того как ее отдали КНР. Выше всех тут пагода Восточного полюса Китая - своеобразный символический противовес Спасо-Преображенскому собору. По размерам пагода, правда, уступает, к тому же расположена она на низком берегу, а не на утесе, зато в 81 метре ее высоты зашифрован 81 год российской «оккупации» западной части острова. Так официальная китайская историческая наука рассматривает последствия конфликта на КВЖД 1929 года. Тогда в ответ на захват контроля над Китайско-Восточной железной дорогой со стороны китайских властей и аресты и казни советских служащих Красная армия в короткой кампании наголову разгромила превосходящие силы противника, восстановив статус-кво. И вот тут начинается разночтение. Согласно Хабаровскому протоколу от 22 декабря 1929 года никаких территориальных приобретений СССР не получил. Китайская же версия истории утверждает, будто советская сторона при выводе войск не вернула часть приграничной территории, захваченной в ходе Сунгарийской наступательной операции. Речь ведут главным образом о Большом Уссурийском и Тарабаровом островах. Китайская трактовка кажется крайне неубедительной, так как эти острова отошли России еще по условиям Пекинского трактата 1860 года, где граница была определена по китайскому берегу Амура, Уссури и протоки Казакевичева. Собственно, активное использование российской стороной Большого Уссурийского острова относится еще в XIX столетию, когда там появился затон с судоремонтными мастерскими, кирпичный заводик и т.д.
Левее пагоды на снимке поступают контуры опоры воздушной линии 500 кВ Приморская ГРЭС - Хабаровская, эта ЛЭП приходит значительно ближе границы. Левее самой опоры можно видеть вышку и казарму китайской пограничной заставы.
К слову, точку съемки и пагоду разделяет всего около 26 километров.
Подробнее о приграничье при взгляде из центра города можно почитать тут .



4 За зданием собора раскинулась упомянутая ранее площадь Славы. Создали ее еще к 1975 году - к 30-летию Победы. Тогда в центре площади и по оси спускающейся к Уссурийскому бульвару и поднимающейся к Комсомольской площади улицы Тургенева находилась стела Героев. При строительстве храма в начале 2000-х ее (попутно, к счастью, отреставрировав) отодвинули в сторону - как известно, у каждой эпохи свои идеалы. Острые на язык хабаровчане с тех пор говорят, что была у города площадь Славы, а стала площадь Слава богу. Впрочем, собор хоть в самом деле украшает прилегающую часть города. Во всяком случае долгострой советских времен - плоская серобетонная панель Дома радио - едва ли может считаться особо удачной архитектурной находкой.
На фотографии видно, что Спасо-Преображенский собор состоит из основного и малого приделов, последний называется Нижним храмом и находится под основанием первого. Справа сверкает шатровым куполом здание семинарии, также выходящее на площадь. Дальше за домами тянется вправо начало улицы Ленина. За куполом семинарии чуть виднеется серая полоска монумента с Вечным огнем, построенного к 40-летию Победы. Еще ближе к берегу достраивают башни очередного комплекса «Амурские зори». Пожалуй, бездарнее разбазарить возможность украсить достойным проектом речной фасад исторического центра города было бы затруднительно. Такие башни неплохо смотрелись бы где-нибудь чуть южнее, в том же микрорайоне «Строитель», но отнюдь не здесь. К сожалению, этот мордор тут теперь надолго.
Слева на улице Кавказской видно строительство четырехэтажного дома с мансардой и куполом. Чуть правее можно разглядеть светлый двухэтажный дом (Кавказская, 22), изначально принадлежавший военному инженеру генералу Дмитрию Александровичу Языкову. Здание было построено в интервале между 1906 и 1912 годами по проекту чрезвычайно известного в Хабаровске архитектора (и заодно создателя городского водопровода) Бориса Андреевича Малиновского - мужа дочери М.Д. Языкова. С 1934 года дом принадлежит Горводоканалу.



5 Левее и чуть ближе по зарождающейся в глухом частном секторе улице Комсомольской стоят два интереснейших здания (дома №16 и 18) - бывшие артиллерийские склады. В первую очередь, примечательны они тем, что являются одними из старейших сохранившихся построек Хабаровска. Появились эти склады в 1886 году и своим возрастом уступают только Окружному дому офицеров Российской армии, выросшему из резиденции Приамурского генерал-губернатора, и зданию Дальневосточного художественного музея, первоначально Военного собрания. И если последние два неоднократно перестраивались до полной неузнаваемости, то склады в целом сохранили свой оригинальный облик. В нем, кстати, воплощены довольно редкие для Хабаровска и уж тем паче для построек военного ведомства неоготические мотивы.
К слову, в самом своем начале улица Комсомольская в зимнее время года при гололеде практически непреодолима даже для полноценных джипов - они просто не могут забраться вверх по крутому рельефу, а разбитую грунтовку там не чистят вообще никогда. Еще печальнее судьба тех, кто пытается спуститься вниз в сторону речного берега, - иным бедолагам удается остановиться свое стремительное движение только при помощи заборов или деревьев.



6 Перекресток улиц Комсомольской и Кавказской. На углу стоит весьма примечательный дореволюционный деревянный дом на каменном основании явно дореволюционной постройки. К сожалению, о нем я ничего не знаю.



7 Объектив смотрит практически на север - вдоль улицы Калинина. Тут можно видеть панораму исторической части Хабаровска, хоть использовать прилагательное язык почти не поворачивается.



8 Вот уж не надеялся, что из моих окон будет видно и памятник одному из трех отцов-основателей Хабаровска, графу Н.Н. Муравьеву-Амурскому, и главный символ Хабаровска - здание бывшей спасательной станции на Амурском утесе, горожанами называемое просто Утесом. История его также связана с Маньчжурией, как и китайская пагода, но уже с другим периодом истории. Построили Утес в суровом 1943 году, хоть формально здание и называлось спасательной станцией ОСВОДа, на деле оно выполняло функции военного наблюдательного пункта за Амуром и Амурской протокой. В ту пору существовала немалая вероятность попытки высадки японского десанта - армия отнюдь не дружественной Страны восходящего солнца стояла совсем рядом, по другую сторону реки, в уже по-настоящему оккупированной Маньчжурии.



9 Взгляд на застройку в районе многострадальной Комсомольской площади. Сначала ее, скажем прямо, не украсило серое функционалистское здание Краевого совета профсоюзов, затем, уже эпоху новых экономических реалий, ее архитектурный ансамбль придавил серый алюкобондовый (и уже горевший по этой причине) исполинский трезубец ниже по улице Тургенева, а совсем недавно окончательно расплющила высотка (желтеет справа) за Театром юного зрителя - в охранной зоне сразу нескольких памятников архитектуры. На фоне этих «находок» иронично называемая горожанами пряничным домиком насквозь эклектичная новодельная Успенская церковь кажется поистине образчиком безупречного вкуса. К слову, «трезубец» сам по себе внешне неплох, но только не для кварталов в самом сердце исторического центра города, где он, по меткому выражению Н.П. Крадина подобен слону в посудной лавке. Создается ощущение, что архитекторы создают проекты будто в вакууме, не вписывая их ни в рельеф, ни пытаясь хоть как-то сочетать их со сложившимися архитектурными ансамблями. Справедливости ради следует отметить, что такая беда, особенно вторая ее составляющая, преследует Хабаровск еще с 1960-х годов. Из-за этого зрительно очень выигрышные склоны трех холмов, на которых расположен центр города, довольно густо застроены безликими типовыми хрущевками-брежневками и чуть более поздними панельными девятиэтажками.



10
Справа за перекрестком, на месте белого строения планируется возведение 200-метрового гиганта. Если проект будет реализован, новое здание станет первым небоскребом Хабаровска, так как высота амбициозного проекта «Новый квартал» близ развязки улицы Карла Маркса и проспекта 60-летия Октября в результате упрощения проекта была уменьшена ниже 100-метровой отметки. Городские власти рекомендуют застройщику размещение в верхней части башни официальной смотровой площадки - тоже первой такого рода в Хабаровске. Кроме того, в конце прошлого года поговаривали, будто строительство столь масштабного объекта будет сопровождаться полной реконструкцией прилегающего перекрестка, в том числе с прокладкой туннеля, пересекающего улицу Ленина по оси Калинина. Можно вспомнить, что идея прокладки подобных транспортных туннелей под холмами, по которым тянутся центральные улицы, зародилась еще в советское время, но тогда она не имела под собой реальной экономической основы. Если ли она сейчас (я не говорю о потребности), судить трудно. Лично я пока испытываю определенный скептицизм относительно перспектив столь глубокой модернизации перекрестка; боюсь, очередного монстра преспокойно «повесят» на уже существующую транспортную инфраструктуру. Впрочем, еще не факт, что проект самого здания на деле окажется таким, как о нем заявляют. Скажу больше, я испытываю огромные сомнения относительно небоскреба в целом. Как бы клюквой все это не обернулось. Так или иначе, по данным СМИ, начало строительства намечено на июнь.



11 Западная часть перекрестка улиц Калинина и Ленина более крупным планом.
Сюда обращены сразу два памятника архитектуры постройки конца XIX века. Поближе стоит доходный дом Л.М. Петренко, а напротив него - жилой дом Василия Федоровича Плюснина, где в позднесоветское время располагался геологический музей. Оба здания находятся в очень хорошем состоянии и в целом сохранили свой первоначальный облик.



12 Башня жилого комплекса на Казачьей горе по другую сторону центра кажется будто увенчанной трубой ТЭЦ-2, - несмотря на индекс, первой крупной городской электростанции и ударной (на деле весьма провальной в смысле организации) стройки первой половины 1930-х годов. Сейчас она работает в режиме теплоцентрали и в генерации электроэнергии не участвует.



13 Тут как раз можно видеть советские типовые панельные девятиэтажные дома. Пока они были новыми, вероятно, на контрасте с окружающей застройкой (часто еще деревянной) их восприятие являлось более позитивным, чем в наши дни. В любом случае центр такие дома, подходящие в лучшему случае для спальных районов, не украшают. В середине кадра заметен более удачный проект советской эпохи - первая городская высотка, в настоящее время занимаемая различными краевыми структурами, в первую очередь министерством строительства.



14 Обилие зданий повышенной этажности, несомненно, является одним из показателей экономического развития. С другой стороны, я противник точечной застройки и сторонник ограничения высотности застройки в историческом центре, который, к слову, очень компактен - условно заключен в четырехугольник между берегом и улицами Советской, Ленинградской и Гамарника.



15 Отсюда видно даже дома в Северном микрорайоне. А поближе можно разглядеть такие объекты, как комплекс «Железки» (ДВГУПС), дом ветеранов на Серышева, крышу модернизированного Дома быта на Шеронова, жилой дом сотрудников НКВД и другие. Описывать их можно бесконечно.



16 Объектив направлен в сторону перекрестка улиц Ленина и Запарина. Тут хорошим ориентиром служит реконструированный в начале 2000-х детский дом №1 из красного кирпича. Слева устремлен вверх недавно сданный ЖК «Седьмое небо».



17 Вот своеобразным бонусом снимок, сделанный во встречном направлении. :) Точка, откуда я делал свои фотографии, тут виднеется слева - высокое бело-синее здание.



Чтобы не затягивать создание альбома надолго, сделаю паузу в обзоре панорамы. Виды Хабаровска к востоку и югу покажу уже в следующей части своего рассказа.

Хабаровск, Дальний Восток, история

Previous post Next post
Up