Городское благоустройство во второй половине 1930-х годов

Jul 09, 2013 21:05

1 Рисунок Амурского бульвара по состоянию на конец 1970-х из «Большой советской энциклопедии»



Интересную вещь вычитал в книге «Хабаровск. 1858-1983», изданной к 125-летию города. Оказывается, проект создания бульваров на месте речушек Чердымовки и Плюснинки относится еще к концу 1930-х годов. Правда, тогда предполагался более затратный вариант. По плану реконструкции по всей длине низин должны были быть разбиты скверы с искусственным прудом (видимо, в районе пожарного водоема на месте современных городских прудов на Уссурийском бульваре). По обеим сторонам скверов должны были пролечь асфальтированные дороги с трамвайной линией.

2 Первый трамвай отправляется от железнодорожного вокзала, 1956 год



Дело, правда, оказалось трудным и для ресурсов Хабаровска той поры, видимо, неподъемным. До начала войны успели лишь приступить к минимальному благоустройству Чердымовки и Плюснинки, а потом работы и вовсе остановились. До начала строительства современных бульваров оставалось целых 15 лет. Кстати, трамвай в Хабаровске пустили тогда же - 5 ноября 1956 года.

3 Ручей Чхонгечхон в Сеуле, как и Чердымовка с Плюснинкой в Хабаровске, стал жертвой загрязнения и был засыпан в 1960-1970-х годах. В прошлом десятилетии его вернули на поверхность, что обошлось южнокорейской столице в несколько миллиардов долларов. Результат, на мой взгляд, не вполне однозначен. В Хабаровске сейчас тоже иногда высказываются идеи вновь вывести на поверхность Чердымовку и Плюснинку посреди бульваров, оборудовав набережные внутри самого города. Думаю, в настоящих условиях это утопия



4 Ворота Детского парка им. Гайдара в 1950-х годах



В целом масштабы благоустройства и строительства инфраструктуры в середине и во второй половине 1930-х годов были достаточно велики, особенно с поправкой на эпоху, когда большая часть усилия направлялась на развитие тяжелой промышленности. В 1934 году реконструировали принадлежащий профсоюзу полиграфистов парк им. Дзержинского, превратив его в Детский парк, который позднее получит имя Гайдара. В 1935 году практически напротив построили стадион «Динамо», на 22 года - до открытия стадиона им. Ленина - ставший центром спортивной жизни Хабаровска.

5 Общий вид ЦПКиО с балкона спасательной станции на Амурском утесе в 1959 году



Тогда же провели реконструкцию городского парка культуры на набережной Амура. Изменили планировку аллей, построили новый вход, аккуратный забор, оборудовали огромную танцплощадку, поразившую Евгения Петрова (одного из соавторов «Двенадцати стульев») во время посещения им Хабаровска, высадили новые деревья, цветники, провели электрическое освещение.
Одновременно расширили парк Дома Красной армии (впоследствии парк ОДОСА, ныне уже де-факто не существующий).

6 Первомайская демонстрация 1934 года на улице Карла Маркса



Центральные улицы были заасфальтированы, реконструировали площадь Ленина, были благоустроены Комсомольская и привокзальная площади.
Спрямили Волочаевскую улицу, где между опытным полем (дендрарием) и Дальнеукраинской слободой (северная ее граница проходила примерно по линии Молдавского переулка) через глубокий овраг еще с дореволюционных времен был переброшен деревянный мост, к 1930-м пришедший почти в полную негодность. На улицах города было высажено множество деревьев (скажем, в 1935 году - 19903 дерева, 23743 кустарника и 5970 корней цветов). Кстати, тогда впервые за годы Советской власти в Хабаровске был открыт цветочный магазин.

Хабаровск, история

Previous post Next post
Up