Улицы Хабаровска прошлой эпохи

Jun 29, 2013 22:04

1 Когда я вспоминаю такие вот старые фотографии Хабаровска, стоя в глухих пробках, осознаю, что у прошлой эпохи были свои преимущества. Скажем, в пятницу пришлось ехать домой в час пик, чего я обычно успешно избегаю, в итоге плелся почти полтора часа. Кстати, заметил, что с тех пор, как я престал ездить в центр к 9 утра и возвращаться в 18 часов, бака (точнее, где-то 32 литров от лампочки до лампочки) при постоянно работающем кондиционере стало хватать на четыреста с лишним километров. Когда ездил по пробкам, пробег выходил на уровне 320-350 кэмэ. По трассе, конечно, вообще за полтысячи получалось, но это уже лирика, не имеющая к городскому циклу движения никакого отношения.
Возвращаясь к фотографии, взятой мной, если не изменяет память, из форума SkyScraperCity, сразу стоит отметить, что сделана она была в 1959 году. Кроме практически совершенно пустой улицы Карла Маркса бросается в глаза недостроенный главный корпус мединститута; его сдадут только в 1962 году. За ним вдоль улицы Пушкина еще отсутствует дом, где ныне располагается магазин «Книжный мир». Зато уже построено (к 1956 году) общежитие мединститута, которое ныне занимает управление юстиции. Еще бросается в глаза отсутствие громоздкого и уродливого виадука в северном углу площади (тут он был бы на переднем плане).





2 Тот же год, но уже привокзальная площадь. Красивому вокзалу постройки 1926-1935 года, возведенному по дореволюционному проекту, осталось стоять еще несколько считанных лет, в середине 1960-х его сменит унылая функционалистская коробка, очертания и планировку которой можно попытаться угадать в стенах реконструированного в 2000-х современного железнодорожного вокзала Хабаровска. А вот прижелезнодорожный почтамт (фрагмент его можно видеть слева) - ровесник запечатленного тут вокзала - сохранился и до наших дней. Самая интересная деталь фотографии - начальные пролеты виадука, виднеющиеся за западным крылом вокзала. Современный виадук, который ругают все, вынужденные по нему карабкаться с вещами и даже без оных, имеет своего родоначальника. Последний, правда, разобрали после строительства ныне многолетне закрытого на реконструкцию подземного перехода под платформами. Надо сказать, что упомянутый переход был неоспоримым достоинством вокзала постройки 1960-х годов.
Памятник Ерофею Хабарову к моменту, когда был сделан этот снимок, уже стоял в центре площади, но тут он в кадр не попал. Машины такси припаркованы как раз неподалеку от подножья установленного в 1958 году монумента.



3 Ну и интересный снимок уже более поздних времен (из архива уважаемого rudolf_khb), фотография была сделана в июле 1967 года на углу улиц Карла Маркса (Муравьева-Амурского) и Комсомольской. Из-за значительного уклона и отсутствия светофора для безопасности движения тогда на этом перекрестке со стороны доходного дома Кровяковых (с конца 1980-х оно включено в комплекс ТЮЗа) на опоре было установлено изогнутое зеркало. В нем, кстати, можно видеть отражение дома Такеучи, стоящего прямо через перекресток.



Ну а завтра, если у меня хватит сил и я сочту небесполезным выкладывать трудоемкий альбом в воскресенье, опубликую в блоге материал про весьма любопытные архитектурные пласты Комсомольска-на-Амуре, с которыми, как показывает практика, и местные жители знакомы достаточно слабо. Кстати, сегодня взял книгу, выпущенную к 50-летию города Юности. Хоть фактического материала и интересных фотографий там немного, зато она примечательна как зеркало эпохи - ни слова на ее страницах не говорится о том, как значительная часть комсомольцев-первостроителей бежала от невыносимых бытовых условий «героического периода» и о труде огромной армии заключенных…

Хабаровск, история

Previous post Next post
Up