Хрущев на Дальнем Востоке, или «волшебный пинок» за полтора года до XX съезда

Jun 22, 2013 21:09

Мало кто помнит об этом сейчас, мало кто знал об этом в октябрьские дни 1954 года, но с 17 по 23 октября того года состоялся визит Никиты Сергеевича Хрущева - в ту пору уже первого секретаря ЦК КПСС - на Дальний Восток. Все связанное с этой противоречивой фигурой часто носит как позитивный, так и негативный характер, и следствия упомянутой поездки не стали исключениями. И все же именно этим дням Хабаровск обязан своим стадионом имени Ленина, а косвенно и другим проектам, буквально преобразившим город к его 100-летнему юбилею.

1 Никита Сергеевич Хрущев (1894-1971) - первый секретарь ЦК КПСС в 1953-1964 годах.





Посещение Дальнего Востока состоялось по завершении длительного визита Хрущева, Н.А. Булганина и А.И. Микояна в КНР по случаю пятой годовщины провозглашения Китайской народной республики и посещения советской базы в Порт-Артуре.
17 октября Никита Сергеевич прибыл во Владивосток, откуда совершил поездку по югу Приморья, после чего отбыл в Хабаровск. Оттуда Микоян улетел на Сахалин, а Хрущев с Булганиным поездом сначала отправились в Комсомольск-на-Амуре, затем в Совгавань, потом на эсминце прошли на Сахалин, после чего вновь вернулись в Хабаровск.

2 К сожалению, я не смог найти фотографии, сделанные непосредственно во время пребывания Никиты Сергеевича в Хабаровске, поэтому выкладываю снимок, сделанный Анатолием Юдаевым в Порт-Артуре.



Алексей Клементьевич Черный в своих мемуарах «Остаюсь дальневосточником» отмечает, что после визита в Китай Хрущев был мрачен - видимо, уже ощущались первые разногласия между государствами, а перспективы, как показало время, были еще хуже. Впрочем, как ни странно, для Дальнего Востока испорченные отношения с Китаем обернулись в итоге спасением от по-хрущевски грандиозного, но совершенно непродуманного «прожекта». Дело в том, что Никита Сергеевич всерьез размышлял о предложении китайской стороны о строительстве совместными силами огромной гидроэлектростанции на Амуре и привлечении миллиона китайцев (для сравнения: в ту пору население Хабаровска едва превысило четверть миллиона человек) на строительные работы на Дальнем Востоке СССР. Понятно, что тогда под Приморье и Приамурье могла быть заложена мина замедленного действия - возможность поглощения региона Китаем что называется в явочном порядке.

3 Хабаровск 1951 года. Площадь Сталина (с 1957 года она получила имя Ленина) до реконструкции. Общежитие мединститута и гостиница «Центральная» еще не построены.



Визит на Дальний Восток главы государства 17-23 октября 1954 года можно назвать историческим. Дело в том, что он стал первым посещением восточной части страны высшего руководителя правящей коммунистической партии со времени поездки И.В. Сталина в Сибирь в 1928 году и первым столь длительным и масштабным за всю предшествующую социалистическую историю страны. Именно Хрущев сделал подобные поездки обычной практикой. Любопытно, что о первом визите не сообщалось ни в прессе, ни по радио. Информация о поездке появилась уже в итоговом виде одновременно в центральных газетах и местной прессе только в начале ноября 1954 года.

4 Здание, в котором в октябре 1954 года остановился в Хабаровске Хрущев. Это дом №53 по улице Истомина - бывший жилой дом И.П. Пьянкова постройки 1908 года. С 1928 года он используется как жилье командующих округом.



На заседании в хабаровском крайкоме 23 октября Хрущев поделился своими впечатлениями о поездке по Дальнему Востоку. Он отметил полнее запустение вдоль железной дороги, полуразвалившиеся лачуги, покосившиеся туалеты, нелестно отозвался об архитектурном облике Хабаровска. В частности, он отметил, что улица Ленина обустроена хуже, чем Карла Маркса, что подходы к Амуру захламлены и город слабо благоустроен.

5 Слева Дом Советов (ныне Муравьева-Амурского, 19), где 23 октября 1954 года проходило совещание с участием Н.С. Хрущева. До постройки «Белого дома» на площади Ленина именно там располагался хабаровский крайком КПСС.



На том же заседании Хрущев вспоминал, как они с Булганиным в Москве создавали строительно-промышленный комплекс, советовал заняться этим и краевым властям. Эти советы быстро были приняты к исполнению, и в Хабаровском крае развернулись подготовительные работы по производству железобетонного крупнопанельного домостроения. Завод этот начал свою работу менее чем три года спустя - открытие состоялось 7 октября 1957 года.

6 Улица Шеронова в 1967 году - уже застроенная так называемыми хрущевками между улицей Ленина и Уссурийским бульваром. Подобная бездумная застройка утилитарными типовыми зданиями не лучшим образом отразилась на облике центральной части Хабаровска, особенно его исторического центра. Фото из архива rudolf_khb.



Критика со стороны главы государства стала катализатором (на современном бизнес-сленге это называют волшебным пинком), запустившим грандиозные преобразования в центре Хабаровска. Именно тогда у местных властей возникла идея благоустройства заболоченного устья Чердымовки и всей низинной части оврага вплоть до Амурского утеса. Проектировщики военного округа вместе с городскими архитекторами составили генеральный план благоустройства этой обширной территории и строительства комплекса спортивных сооружений. На генплане появились две «волшебные» подписи: под словом «утверждаю» - командующего войсками КДВО маршала Советского Союза Р.Я. Малиновского, а под словом «согласовано» - первого секретаря хабаровского крайкома КПСС А.Б. Аристова. Именно они в сочетании с указанием главы государства позволили решить в Москве вопрос финансирования и материального обеспечения стройки.

7 Застройка в районе переулка имени Арсеньева в 1953 году. По фотографии можно судить о том, какой непривлекательный облик имели в то время окрестности устья Чердымовки, в процессе строительства стадиона имени Ленина упрятанной под Амурский бульвар.



Для обеспечения задуманного предстояло выполнить огромный объем работ, задействовать большое количество техники. Одного только скального грунта было отсыпано более миллиона кубометров - забирали его из сопки в районе рыбкомбината, в результате чего срыли ее добрую половину. Основные работы выполнялись воинскими подразделениями. Ситуация не изменилась и тогда, когда Малиновский стал министром обороны СССР, а на посту командующего округом его сменил генерал армии Валентин Антонович Пеньковский. Период строительства стадиона - 1956-1957 годы - пришелся на время сокращения армии по инициативе того же Хрущева. Изыскивать личный состав для работ стало сложнее, и Пеньковский отдал приказ солдат воинских частей с Камчатки, Сахалина и других удаленных территорий региона, подлежащих демобилизации, за месяц-полтора до соответствующего срока переводить в Хабаровск. Здесь им ставили конкретные задачи, связанные со строительством спорткомплекса, называли сроки исполнения и объявляли, что подразделения, досрочно справившиеся с зданием, будут досрочно демобилизованы и с почетом отправлены в родные места. В итоге работы продвигались опережающими темпами, и уже в сентябре 1957 года открылась набережная стадиона имени Ленина - впервые по-настоящему парадная набережная Хабаровска - и первая очередь спорткомплекса.

8 1960 год, только что введенный в эксплуатацию открытый 50-метровый бассейн на стадионе имени Ленина.



Критика Хрущева ускорила благоустройство Хабаровска и пошла на пользу делу, чего не скажешь о другом - о восхищении дальневосточным климатом. Лето и осень 1954 года на юге Дальнего Востока выпали жаркими и засушливыми. Для сельского хозяйства в целом это плохо, но зато арбузы уродились на славу даже севернее района имени Лазо. Первый секретарь крайкома А.Б. Аристов не преминул угостить ими высоких гостей из Москвы, что возымело совершенно неожиданный эффект. В своем выступлении на заседании Хрущев сказал: «Я вот вчера разговаривал с Сахалином, с Москвой. Дай бог, чтобы в Москве была такая погода, как на Сахалине. Погода там замечательная, солнце светит ярко, растительность очень богатая… Что еще надо? Я считаю, что мы не совсем правильно с правительством установили льготы. Мы этим самым укрепляем в сознании людей, что Дальний Восток, Хабаровск, Сахалин - каторжные места».
И в скором времени 20% надбавку к заработной плате, принятую правительством еще в 1936 году, отменили.
Ничуть не менее курьезный случай произошел, когда подняли вопрос о низкой оплате труда охотских колхозных рыбаков, о том, что у них нет надбавки за выслугу лет, в то время как такая надбавка была у торговых работников. На это Хрущев ответил представителям местной рыбной промышленности: «То, что вас обидели, а торговых работников подняли, мы видим. И чувствуем, что ошибка допущена. Видимо, возьмем торговых работников, и к вам подровняем. Не потому, что жалко, но нужно деньги считать…»
Или вот другой случай, показывающий привычку Хрущева судить о тех или иных вещах, не вникая в суть. Никита Сергеевич, завершив совещание в Хабаровске, выехал поездом на Читу. В Биробиджане на вокзале у него состоялась краткая беседа с секретарем обкома партии Еврейской автономной области Щитиковым и другими руководителями. Хрущев выразил неудовольствие тем, что на всем протяжении пути от Амура до Биробиджана видел необозримые просторы травы чуть ли не в рост человека: «Ведь ею можно откармливать до полумиллиона голов скота!» В то время в области численность поголовья скота не превышала несколько десятков тысяч. Но при этом местные руководители постеснялись сказать первому секретарю КПСС, что он видел из окна вагона Ино-Бирский массив - огромную болотистую закочкаренную марь, покрытую несъедобной травой.

9 Советский плакат 1950 года.



В период пребывания высоких гостей из Кремля на Дальнем Востоке ими было получено от граждан Дальнего Востока значительное количество письменных и устных заявлений, обращений и жалоб. В большинстве своем они касались различных региональных и местных проблем социально-экономического и культурно-бытового характера (снабжение продовольствием и товарами ширпотреба, обеспечение жильем, злоупотребление властью конкретными чиновниками на местах, всплеск преступности во всем, фактически «гулаговском» дальневосточном регионе после амнистии 1953 года и т. д.). Характерно, что рядовые граждане СССР фактически впервые за долгие годы получили реальную возможность непосредственного выхода на первое лицо партии.
Так, в Комсомольске-на-Амуре помимо жалоб на недостаток в продаже элементарных продуктов, того же хлеба, рассказали о слабом развитии общественного транспорта, попросили организовать троллейбусное сообщение. Хрущев ответил: «Ну, троллейбусы не обещаю, сложно, а вот трамвай вам дадим». И действительно, необходимые средства на закупку оборудования были выделены, в строительстве путей на добровольной и безвозмездной основе приняли участие многие комсомольчане (кстати, по примеру хабаровчан), и 6 ноября 1957 года в Комсомольске-на-Амуре состоялся торжественный запуск первой очереди городского трамвая.

10 Комсомольск, торжественный пуск трамвайного сообщения.



Хотя до XX съезда КПСС еще оставалось почти полтора года, симптомы приближающейся борьбы с культом личности. Для дальневосточников, находившихся вдали от кремлевских коридоров, это было едва ли не шоком. Впрочем, для иных высоких столичных руководителей - тоже. Нелестные слова о временах правления Сталина прозвучали еще на совещании с рыбаками во Владивостоке и во время похода на борту крейсера «Калинин» в залив Стрелок, где Хрущев знакомился с местом строительства будущей новой главной военно-морской базы Тихоокеанского флота (ныне Фокино). Спустя много лет бывший партийный функционер А.Н, Яковлев вспоминал свою тогдашнюю реакцию на сенсационные речи: «…я слушал выступление Никиты Сергеевича перед местным активом, включая капитанов рыболовных сейнеров, в котором… был ошарашен… Вернувшись в Москву, я боялся рассказывать об этом своим знакомым, толь ко друзьям - и то по секрету».

11 1952 год, строительство здания Крайсовнархоза (сейчас его занимает мэрия Хабаровска) на улице Карла Маркса (дом №66).



На совещании в Хабаровске поднимался и вопрос дальнейшего разукрупнения Хабаровского края. Тогда в него входили еще Камчатская и Нижнеамурская области, а также ЕАО. В 1954 году обсуждали выделение Камчатской области, что в итоге и произошло в январе 1956 года. К слову, в 1947 году из Хабаровского края выделилась Сахалинская область, в 1948-м - Амурская, в декабре 1953-го из входящих в край районов Колымы была образована Магаданская область, в которую также вошел Чукотский национальный округ.

Комсомольск-на-Амуре, Хабаровск, Дальний Восток, история

Previous post Next post
Up