Ведение блога в дальневосточных условиях (личный опыт) 2.0

Jun 13, 2013 21:08

1 Задачей своего майского доклада на Дальневосточном интернет-форуме я видел главным образом сравнение той ситуации в блогосфере, какую я наблюдаю сейчас, с состоянием дел двухгодичной давности. Поэтому не стану приводить все слайды презентации и повторять все тезисы 2011 года; интересующиеся могут ознакомиться с ними в моем материале, написанном два года назад.





2 Из прописных истин повторю, что «Живой журнал» в России по-прежнему остается самой популярной блог-платформой (прошу не путать с социальными сетями), и говорил я о нем и только о нем.
Кстати, за свои снимки выражаю благодарность Анне Сидоровой anni-sanni, самоотверженно щелкавшей затвором фотоаппарата, несмотря на совершенно неподходящее для съемки освещение и необходимость модерировать секцию, посвященную блогосфере.



3 За прошедшие два года число блогеров-тысячников в дальневосточном сегменте ЖЖ несколько увеличилось. Из своеобразного топа 2011 года исчез только один shpilenok, вернувшийся с Камчатки в родной Брянск, но зато на полуострове появились два тысячника из числа коренных жителей, если можно так выразиться.
В Хабаровском крае топ возглавила упомянутая выше anni-sanni. Собственно говоря, тысячником она является уже давно, но ранее увлекалась взаимным френдингом, а таких пользователей я традиционно не учитываю, так как рассматриваю подобную стратегию продвижения «накруткой», не отражающей реальную читаемость блога.
Третьего участника - tumbalele - я внес в презентацию уже постфактум, так как на момент подготовки доклада о нем просто не знал. К слову, у него самый высокий в Хабаровском крае социальный капитал (числовой показатель, введенный для пользователей кириллических сервисов LiveJournal).
В Приморье за два года появился лишь один новый тысячник - enotap.
Наверняка число тысячников оказалось бы большим, если бы не недавние волны массовых «самоубийств» пользователей, удалявших свои аккаунты главным образом в знак протеста против нововведений в платформе, выразившихся в целой череде постоянных технических сбоев.



4 Собственно, проведенный мною в рамках подготовки к докладу опрос аудитории затрагивал этот момент - оценку пользователями изменений в LiveJournal за последние два года. Мнения в основном разделились: почти половина сочли, что платформа стала хуже, другая почти половина сообщили, что особых изменений не заметили. Число тех, кто решил, будто «Живой журнал» стал лучше, оказалось невелико - менее 15%.
Понятно, что пользователь в массе своей консервативен и не любит новшеств. Тяга к избыточным нововведениям погубила отнюдь не одну социальную сеть. Даже если платформа архитектурно стала совершеннее и остроумнее, это будет неизменно восприниматься негативно, коль скоро сопряжено с постоянными «козьими мордами» и вызывает необходимость привыкания к новому интерфейсу. Потребителю глубоко безразлично, что находится внутри механизма или сервиса - для него это своеобразный «черный ящик». Пользователя интересует только то, что на входе в этот ящик и что на выходе. В этом смысле мне очень нравится фраза глубоко мною уважаемого Евгения Козловского, прозвучавшая лет десять назад в одном из интервью. На вопрос, почему он не переходит на бесплатную Linux, мэтр отечественной ИТ-журналистики высказался в духе: «Насколько же более удобной должна быть другая операционная система, чтобы пользователь решился осваивать совершенно новый для него продукт? Разница в удобстве должна выражаться, условно говоря, не в десятках процентов, а иметь куда большую кратность, чтобы побудить пользователя на миграцию».



5 Второй «глобальный» вопрос касался аудитории «Живого журнала». Я сам заметил, что она изменилась. Пик активности читателей в моем блоге пришелся, как мне кажется, где-то на 2010 год. Уже в начале 2011-го я стал отмечать некий спад. Рост аудитории моего блога резко замедлился. Можно просто взглянуть на цифры: два года назад его читали чуть более 2,5 тысяч пользователей LiveJournal, на момент подготовки этого поста - 2884. Для временных рамок в два с лишним года можно смело говорить о стагнации. Понятно, что добавились читатели в Twitter и FaceBook, довольно много людей читают мой блог, не имея аккаунтов в «Живом журнале», или подписаны по RSS, но сильно картина от этого не меняется.
Можно было бы встать в гордую позу и заявить, что мне все равно. Но ведь это не так. Блогер, скажем чуть иносказательно, питается обратной связью. Если он не видит, что его читают и его труд востребован (а серьезное ведение блога это, вне всяких сомнений, труд, причем не столь уж и легкий), мотивация будет неизбежно падать. Мне бывает обидно убить несколько дней на достаточно трудоемкий материал, копаясь в массе источников и выкраивая время за счет сна, а потом видеть «минус два френда» и дюжину комментариев за сутки.



6 С другой стороны, я прекрасно понимаю, что читатели мне ничем не обязаны: если им интересно, они читают, если не интересно - проходят мимо. Это естественно. Поэтому я включил в опрос пункт, касающийся изменений в моем блоге. Логично предположить, что проблема может быть не в платформе, а во мне самом.
Приятно было увидеть, что лишь менее 6% читателей сочли, что мой блог за два года стал хуже. С другой стороны, многие из тех, кто так считали и без опроса, просто отписывались от чтения моих «dосужих фотозарисовоk». Кроме того, в опросе вообще приняли участие лишь около ста пятидесяти человек, что может дать определенную погрешность в контексте репрезентативности.
Было бы ошибкой огульно обвинять изменения в LiveJournal и менеджмент «СУПа» (который де-факто приближает ЖЖ к FaceBook) в упомянутой выше стагнации. Лично знаю более чем интересных блогеров, аудитория у которых растет весьма динамично. Это и хабаровчанка anni-sanni, и живущий в Питере periskop. Да и согласно официальным данным «СУПа», численность аудитории дальневосточного сегмента «Живого журнала» увеличивается.
Возвращаюсь к пункту про низкую частоту обновлений. Тут могу сказать, что все взаимосвязано: малый отклик порождает меньшие затраты времени и сил на блог. Кроме того, жизнь моя не ограничивается одной лишь виртуальностью и нужно банально зарабатывать деньги для увеличившейся семьи.



7 За два года доля читателей-дальневосточников несколько повысилась, преодолев планку в 30%, что в общем-то не слишком удивляет, если принять во внимание вектор моего внимания, смещающийся в направлении Дальнего Востока в принципе и Хабаровска в частности.
К слову, я думаю, это все-таки неправильная политика, и потому планирую сильнее разбавлять региональную тематику европами, азиями и т.д.



8 Фокус читательского интереса особых изменений не претерпел, хотя мне кажется, все достаточно условно. Эксперимента ради я недавно сделал несколько исторических альбомов по Хабаровску практически подряд, но все равно не увидел того всплеска интереса, какой подобные материалы встречали еще два-три года назад.



9 Еще меня несколько печалит то, что тема экономики и разного рода аналитика (включая эксклюзивный инсайд) собрала весьма скромное число голосов. Из-за этого отчасти я придерживаю материалы о заводах края, рынке жилищного строительства и т.д. Факты - вещь упрямая. Это не означает, конечно, что упомянутых материалов не будет в принципе, но они неизбежно станут появляться с относительно невысокой частотой.



10 Что касается отношения аудитории к рекламе, то результат остался прежним. Это два года назад я удивился, что лишь малая часть читателей не переносят рекламу в блогах в принципе. В этом году я даже провел любопытный опыт: заявил о том, что начинаю публиковать рекламу, но не стал предупреждать, что это лишь эксперимент. Да, разместил пару постов с так называемыми постовыми (ссылками на рекламируемый ресурс) с четким указанием на рекламный характер ссылок. В итоге от блога отписались пять человек, включая двух взаимных френдов.
Не стану зарекаться, будто реклама тут больше никогда не появится, но публиковать постовые по 650 рублей - это, мягко говоря, не комильфо. Даже распространенная эмпирическая формула «социальный капитал, умноженный на 15» меня совершенно не вдохновляет.



11 Из изменений по сравнению с ситуацией на 2011 год следует отметить начавшуюся работу с блогами со стороны целого ряда дальневосточных коммерческих и государственных организаций и органов власти (на западе страны новые возможности бизнес оценил значительно раньше). Яркие примеры - участившиеся встречи блогеров с высшими чиновниками, приглашение вашего покорного слуги в рабочие поездки с губернатором Хабаровского края и т.д.
Вместе с тем следует отметить, что хотя взята явная установка на работу в блогосфере, пресс-службы многих организаций, включая коммерческие, совершенно определенно не понимают, как строить отношение с блогерами, и делают многочисленные, зачастую типовые ляпы. Многие пиарщики не видят разницы между журналистами и блогерами, часто ставя между ними, а равно как и между технологиями взаимодействия, знак равенства. Вот и собирают многолюдные пресс-конференции в официальном формате, высылают пресс-релизы, приглашают на мероприятия с рекламной подоплекой и искреннее удивляются, если что-то идет не так, как задумывалось. Правильно написала Аня, что блогеров часто искренне держат за что-то вроде бесплатных журналистов. А блогеры и не бесплатны в общем понимании этого термина, и отнюдь не журналисты, по крайней мере в рамках своих блогов. Привлечь блогеров можно либо деньгами (тут все просто), либо эксклюзивом, но когда одну и ту же информацию дают целой стайке приглашенных, то один из них обязательно первым выложит пару фотографий с телефона и напишет буквально пару абзацев текста, часто списанных с пресс-релиза. Но зато он будет первым, что в немалой степени обесценивает труд тех, кто обычно пишет обстоятельные материалы. Повторы блогосфера не любит и далеко не всегда станет разбираться в качестве репортажа, коль скоро заголовок повторяется.
Еще можно добавить, что многие де-факто считают блогеров дурачками, которых-де стоит пригласить и угостить печеньем - и те, впав в транс от подобной чести, с великой радостью прорекламируют компанию. А уж если предложат еще и призрачный шанс что-то там выиграть (помните случай с «Балтикой»?), то блогерскому счастью и вовсе не будет предела (к слову, в упомянутом случае для компании все закончилось вселенским эпик-фейлом, и результат вполне предсказуемо был получен прямо противоположный желаемому).



12 Еще одна распространенная ошибка коммерческих компаний и прочих структур заключается в подходе к организации собственных блогов. Часто считается, что ведение пары-тройки аккаунтов - это ерунда, поэтому можно вменить такую обязанность в нагрузку практически любому сотруднику, коль скоро тот зарегистрирован, скажем, в «Одноклассниках» и имеет хотя бы «четверку» по русскому в школьном аттестате. В итоге страдает и основная работа такого сотрудника, и в блогосфере ничего не выходит. Мало выкладывать ссылки на новости компании, размещенные на ее основном сайте. Формат пресс-релизов в блогосфере звучит фальшиво и неинтересно. Кроме того, необходимо поддерживать оперативную обратную связь с подписчиками и, более того - самое трудное, - из-под аккаунтов организации общаться в тематических сообществах.
Впрочем, даже если понимание задач имеется у пиарщика, это вовсе не означает, что он встречает понимание со стороны руководства, порою не разумеющего не только блогосферу, но и основополагающие принципы работы пресс-службы. Далеко за примерами ходить не надо. Несколько лет назад ваш покорный слуга подал анкету на должность руководителя PR-службы одной достаточно крупной и известной в городе группы компаний. На собеседовании генеральный директор задал всего один вопрос: «Кто такой пиарщик?» Я совершенно искренне ответил, что это менеджер (в российском толковании, впрочем, скорее директор) по управлению репутацией организации. На что получил шедевральный в своей гениальности ответ: «Это паблик релейшенс!» Как писал классик, опустим завесу жалости над этой сценой. Ну что тут еще скажешь?
Впрочем добавлю, что по моим наблюдениям, лучшие руководители пресс-служб получаются из опытных журналистов, которые видят обе стороны процесса. С блогерами примерно та же картина.



13 Как окончательно оформившуюся тенденцию можно отметить вымирание так называемых фабрик печати. Продажа творческого контента практически сошла на ноль. Сайты, живущие контекстной рекламой, предпочитают в лучшем случае выпрашивать контент, в худшем - просто потихонечку воровать. В качестве вознаграждения предлагают максимум указание авторства со ссылкой на блог. Тут можно повториться, что блогеров часто держат за дурачков… Лично я в этом году продал только пять фотографий (зато то, как их используют, мне чрезвычайно нравится :)).



Остается резюмировать, что я вовсе не считаю нахождение блогера на Дальнем Востоке безусловным тормозом для развития блога. Понятно, что основная событийка русскоязычной блогосферы происходит в Москве, но удаленность нашего региона можно попытаться использовать как некую фишку, рассказывая о том и показывая то, о чем столичные жители и понятия не имеют. («Это неправда, будто у нас медведи по дорогам ходят! Нет у нас никаких дорог!»). Конечно, разыграть такую карту весьма непросто. Зато лично я очень дорожу своей читательской аудиторией и совершенно искренне скажу, что ни за что не променял бы ее на всех френдов Артемия Лебедева вместе взятых. Спасибо вам, друзья, за то, что вы меня читаете и в особенности за ваши отклики! :)

Дальний Восток, на манжетах

Previous post Next post
Up