1 февраля 2013

Feb 01, 2013 21:06

1 Первый день последнего месяца зимы сразу показал коварный февральский характер - температура внезапно подскочила почти до нуля градусов при достаточно сильном снегопаде и резком вечернем похолодании. К счастью, по крайней мере до шести часов вечера дороги были не столь страшны, как я опасался - отчасти улицы даже успели посыпать песком.





2 Рабочий день завершился для меня общественной нагрузкой - участием в съемках видеосюжета об истории строительства «Железки» - ныне Дальневосточного государственного университета путей сообщения, а раньше ХабИИЖТа.
Здесь на фотографии можно видеть, как в одном из залов музея вуза берут интервью у заведующей этого музея Лидии Ивановны Каберник.



3 Кстати, похвастаюсь, эта чудесная женщина-краевед подарила мне интереснейшую книгу «Зовут стальные магистрали» издания 1989 года. Это, пожалуй, наиболее полный и подробный труд об истории ХабИИЖТа, все последующие издания данной тематики в основном ограничиваются выборочным кратким цитированием упомянутой книги. Я уже понял, что мне придется переписывать свой альбом об истории строительства «Железки», который еще вчера казался мне достаточно детализированным. Ан нет, множество любопытных фактов прошли мимо меня. Скажем, тот, что энергопоезд, стоявший в 1940-х и начале 1950-х годов в глубине институтской территории, не только давал горячую воду для прачечной и бани ХабИИЖТа, не только обеспечивал электроэнергией весь комплекс, но также питал всю нагрузку станции Хабаровск-1.



4 Или вот интересный снимок первой половины 1950-х годов. Пока в нем для меня немало загадок. И вообще похоже, что при печати он был отзеркалирован, так как на переднем плане, скорее всего, проходит улица Серышева, а не Герасимова.
Вообще Лидия Ивановна из запасников достала массу уникальнейших снимков, подавляющее большинство которых - бьюсь об заклад - никогда не появлялись в печати и тем более не выкладывались в Интернете. Переснять все я сегодня просто не смог - не хватило ни времени, ни места на карте памяти фотоаппарата. Надеюсь, в ближайшие недели наверстаю. К тому же в архиве музея есть снимки, касающиеся не только ХабИИЖТа, но и города в целом.



5 Любопытно было взглянуть на появившийся в музее новый макет институтского городка. Он, правда, более полно охватывает территорию, чем прежний, к тому же снабжен красивой подсветкой, но точностью в деталях похвастаться не может. Делали его вроде бы в Красноярске.



6 Опять похвастаюсь. Вчера мою библиотеку пополнила новая книга Николая Петровича Крадина «Зодчие Хабаровска». Отлично изданная, на 350 страницах она рисует общую историю архитектуры города, а потом рассказывает о тех, по чьим проектам он строился: начиная с XIX века и заканчивая современностью. Там упомянута даже моя одноклассница Лена Прокудина!
Уже бегло пролистав книгу, я открыл для себя немало нового. Считать этот труд просто второй редакцией «Архитектуры и архитекторов Хабаровска» ни в коем случае нельзя - за прошедшие с времен издания последней годы Николаем Петровичем была проделана просто грандиозная работа.
К сожалению, в настоящее время приобрести новую книгу невозможно - ее печатали на средства администрации города (за что ей от меня лично огромное спасибо - Крадину очень нелегко находить возможности для издания своих трудов), и в свободную продажу «Зодчие Хабаровска» не поступили. То, что я чудом сумел купить книгу, означает только одно - ее не получит кто-то замешкавшийся из числа членов Хабаровской организации Союза архитекторов РФ. :)
Однако, по всей видимости, через некоторое время будет напечатан дополнительный тираж экземпляров так в пять сотен, и тогда у желающих появится некоторый шанс. Как только у меня будет информация на этот счет, обязательно напишу в своем «Твиттере».



А вообще день сегодня грустный. Может быть, кто-то из читателей знал Ольгу Павловну Жукову? Она некогда работала в КБ ХабИИЖТа, а ее муж - Александр Александрович - был завкафедрой физики в Пединституте (сейчас ДВГГУ), где преподает и сейчас. Так вот, 29 числа Ольга Павловна ушла из жизни, сегодня были похороны. Видимо, из-за состояния дорог машина с телом из морга опоздала на сорок минут, что для родственников сделало сцену прощания еще более тяжелой. Надеюсь, я не был слишком высокопарен, когда сказал, что человек бессмертен, если находит продолжение в детях и внуках, а потом и в их детях и внуках… И так пока существует мир.

дневник, книжная полка, Хабаровск, история

Previous post Next post
Up