Огонь на Нижнем Амуре: дымный Солнечный

Jul 05, 2012 19:00

Часть I: вертолетом в Комсомольск
Часть II: «Амурметалл» - промышленный гигант в постиндустриальной экономике
Часть III: амурский Пхеньян
Часть IV: над таежными пожарами в Богородское
Часть V: дымный Солнечный

158 Из Богородского практически обратным курсом наш вертолет вылетел в административный центр Солнечного района - поселок городского типа Солнечный.





159 За иллюминаторами по-прежнему висела плотная дымная вуаль, временами сгущавшаяся настолько, что земля совсем пропадала из виду, несмотря на небольшую высоту полета.



160 Таким прозрачным, как над Ульчским районом, воздух уже не встречался. То, что удалось выдернуть из получившихся мутных серых снимков, - заслуга исключительно графического редактора.
Солнечный находится совсем недалеко от Комсомольска-на-Амуре, поэтому наш маршрут прошел непосредственно над этим городом. Тут виден проспект Мира в районе площади Юности, на которую выходит ДК судостроителей.



161 Здесь можно разглядеть стадион «Авангард» и телевышку.



162 Позднесоветский, а точнее, достраивавшийся уже в самом начале 1990-х жилой массив в Привокзальном микрорайоне города, неформально называемый Новое Ленина (имя образовано от улицы Ленина, на продолжении оси которой он лежит).



163 Буквально несколько минут лета от Комсомольска - и внизу за иллюминатором уже возникли компактные кварталы Солнечного.
Слева можно видеть белый круг вертолетной посадочной площадки.



164 Этот поселок городского типа был основан сравнительно недавно - в 1963 году, он несет в своем облике всю утилитарность советской функционалистской архитектуры 1970-х. Основу застройки составляют типовые донельзя скучные пяти- и девятиэтажные дома.



165 Пожарное депо.



166 Поселок вырос благодаря одному из крупнейших в СССР горно-обогатительных комбинатов (ГОК) по добыче олова. В 1977 году Солнечный стал административным центром одноименного района.



167 В конце советской эпохи население поселка превысило 17 тысяч человек, но с тех пор по понятным причинам непрерывно снижается и сейчас не достигает и 13 тысяч.



168 Хотя вертолет произвел посадку на показанную чуть выше площадку, из кабины это выглядело приземлением прямо посреди улицы. Встречающие губернатора честно пытались удержаться лицом к вертолету, но их отчаянные попытки разбились о мощный поток воздуха из-под лопастей винта, густо подхвативший пыль с земли. У полицейского справа даже фуражку сдуло с головы, как он ее ни пытался придерживать, и уволокло куда-то за пределы кадра.



169 Опытный пилот посадил винтокрылую машину прямо в центр нанесенного на асфальте круга.



170 В кабине остался второй пилот.
Когда я перед самой посадкой, изогнувшись в кресле, фотографировал виды, открывающиеся через иллюминаторы по обоим бортам, под моей спиной что-то хрустнуло - и я чуть было не рухнул в обнимку с камерой на пол. Оказалось, что сломалась одна из направляющих спинки кресла. Было чертовски неудобно за нанесенный авиакомпании «Восток» ущерб. Правда, судя по тому, что я нащупал под тканью сидения, алюминиевая рама ломалась уже не в первый раз - на стыке обнаружилось нечто похожее на следы сварки.



171 Рядом с посадочной площадкой достраивают церковь, имеющую определенное сходство с той, что стоит в Комсомольске напротив гостиницы «Восход».



172 Тезка поселка. Не знаю, правда, что именно сейчас работает в этом типовом здании кинотеатра.



173 К сожалению, я провел тут ничтожно мало времени и практически ничего не видел, чтобы составить хоть какое-то впечатление о жизни в Солнечном. Однако показалось, что кондиционеров и спутниковых антенн на стенах домов мало, машин тоже немного. С другой стороны, жители одеты как обычные горожане и ничем особенным от комсомольчан или хабаровчан не отличаются.



174 Здание районной и поселковой администрации.



175 Перед ним выстроились служебные машины краевых министров и крупных чиновников, приехавших из Хабаровска для участия в запланированном совещании на тему ситуации с лесными пожарами.
Справа вдали можно видеть полицейскую машину, перекрывшую движение по прилегающей улице.



176 В то время - в начале июля - положение с пожарами складывалось угрожающее, о чем можно судить даже по степени прозрачности воздуха на моих фотографиях.
В совещании принимали участие больше людей, чем находились в зале, - главы большинства районов края присутствовали в режиме телеконференции - на экранах, запечатленных тут на переднем плане, сами они видели президиум через объектив укрепленной поверх левого экрана видеокамеры.
Прозвучала информация о том, что новые очаги лесных пожаров появляются быстрее, чем успевают локализовывать и тушить уже имеющиеся. В крупнейших городах края - Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре загрязнение воздуха по взвешенным веществам превысило предельно допустимую концентрацию, достигнув показателя в 1,2-1,8 ПДК. По угарному газу превышения не было, но и этот показатель был близок к ПДК. В целом на Дальнем Востоке сильнее всего горел именно Хабаровский край. При этом метеорологи обещали в августе такую же засушливую жаркую погоду, как и в печально памятном августе 1998 года, когда из-за чрезвычайного задымления воздуха от страшных пожаров беременным женщинам рекомендовали делать аборты.
Глава Верхенебуреинского района доложил, что у них зафиксировано всего два пожара, оба предполагается потушить уже к вечеру. В Советскогаванском районе оказалось четыре пожара, три из которых уже локализовали, а один ослабили. В Ванинском районе тоже было четыре пожара, но сильных - общей площадью в 450 квадратных километров. Район пожаловался на нехватку топлива и бульдозеров, а также угрозу населенным пунктам. По словам главы, военные с огнем бороться неспособны - не могут оградить даже собственную авиабазу. В районе пришлось автобусами и по морю эвакуировать рабочий поселок, вывести 60 человек. Николаевский район попросил помощи авиатопливом, так как много горючего было израсходовано на облет территории.



177 Как и на совещании в Богородском, критика обрушилась на арендаторов леса и леспромхозы, которые частью не хотят участвовать в тушении, частью запутались в том, кто за что отвечает. Вячеслав Шпорт на это сказал одному из глав районов (цитата): «Если вам нужна помощь - обращайтесь. Если вам нужен волшебный пинок от комиссии, считайте, что его уже получаете». Одновременно он призвал все службы не надеяться на дождь и интенсивно тушить очаги до того, как проблема с пожарами станет еще более острой и огонь будет в состоянии угрожать многим населенным пунктам: «Одним предписанием администрации пожар не потушить!»
Арендаторы, которые вышли на борьбу с огнем, просили топливо для бульдозеров, так как их собственные запасы уже вышли. Приводился пример, что для тушения крупного очага ушло пять дней, при этом трудились 28 человек и использовалось 12 единиц техники. Им было сказано обратиться за горючим в комиссию по ЧС.



178 Довольно много возникло споров вокруг использования для тушения пожаров авиации. Министр природных ресурсов Хабаровского края Василий Шихалев отметил, что самолеты эффективны при тушении пожаров только в населенных пунктах и на промышленных объектах, в лесу от них толку мало - затраты совершенно несоизмеримы результату. Так, при тушении одинаковых очагов при помощи авиации пришлось затратить около 1,7 миллиона рублей, а традиционным путем - менее 500 тысяч. Некоторые леспромхозы по этой причине отказываются от тушения с воздуха.
Тем не менее Комсомольский район попросил дать им Ил-76 МЧС, который губернатор пообещал предоставить, как только видимость под Хабаровском позволит самолету вылететь на тушение.



179 Слева стоит глава Комсомольского района Александр Коломыцев. Он сам в 1998 году непосредственно участвовал в тушении лесных пожаров и рассказал, как для оценки точности распыления воды красили ее прямо в цистерне Ил-76. К эффективности авиации он относится скептически: «Лучший пожарный - это бульдозерист».
К слову, мне уже доводилось слышать, что при тушении с воздуха из-за высокой скорости самолета очень трудно накрыть очаг возгорания, а воздействие воды оказывается слишком кратковременным и не всегда должным образом сбивает температуру пожара.
Вообще Александр Васильевич - личность очень интересная. В своем районе он использует две тактики: старается строить или ремонтировать социально важные объекты одновременно в большинстве поселений и активно использует оборотную сторону известного эффекта «разбитых окон». Последнее заключается, в частности в том, что администрация красит в яркие цвета заборы на главных улицах сел. Увидев это, местные жители начинают красить примыкающие к покрашенным собственные ограды, а потом подхватывают все новые и новые соседи, в результате чего поселения приобретают более приятный глазу вид.



180 После довольно долгого совещания предстоял короткий перелет на аэродром КНААПО для дозаправки вертолета.



181 Местные жители фотографируют отбытие губернатора. Их можно понять: посадка-взлет вертолета практически на улице - зрелище впечатляющее.



182 Последний взгляд сверху на Солнечный. Кстати, самым знаменитым уроженцем этого поселка является олимпийский чемпион по фигурному катанию Евгений Плющенко.



183 Аэродром КНААПО. Вдали можно видеть производимый на этом заводе SSJ-100 в расцветке армянской авиакомпании. Лайнер пребывал там, насколько я понимаю, для технического обслуживания, но уже тогда «Армавиа», находящаяся в трудном финансовом положении, хотела отказаться от покупки самолета. Кажется, в итоге это ей удалось.



184 Губернатор остался на выходные в Комсомольске, предполагая вернуться в Хабаровск в воскресенье на автомобиле (для частных поездок он вертолет не использует), зато журналистов и меня, к счастью, борт, возвращающийся в свой базовый порт, захватил. В противном случае нам предстояло бы вернуться домой уже ближе к полуночи. А так обратный путь по воздуху благодаря попутному ветру занял менее полутора часов.



185 Внизу из дымки вынырнул комсомольский мост через Амур, чтобы тут же снова скрыться во мгле.



186 На подлете к Хабаровску воздух стал чуть более прозрачным. Это позволило сфотографировать к северо-востоку от города золоотвал ТЭЦ-3.



187 Очистные сооружения, вдали виднеется мусороперегрузочная станция «Северная».



188 Вот она ближе. Сдали в строй ее в конце 2010 года в рамках реализации большого проекта по утилизации бытового мусора в Хабаровске. Одновременно был введен в эксплуатацию полигон по захоронению твердых бытовых отходов на 61-м километре трассы Хабаровск - Находка. К 2016 году, согласно планом, должны построить еще две аналогичные станции - «Центральную» и «Южную».
Годовая пропускная способность МПС составляет порядка 600 тысяч кубометров прессованной бумаги, пищевых отходов и полимеров.



189 ТЭЦ-3 - самая молодая в Хабаровске (точнее, расположена она за пределами городской застройки близ Березовки), ее строительство началось еще в середине 1970-х. В строй станцию ввели в 1985 году и с тех пор продолжали ее модернизацию.



190 Белые цистерны, скорее всего, являются хранилищами топлива для хабаровского аэропорта, взлетно-посадочные полосы которого и большой ангар, где раньше производилось техническое обслуживание самолетов, а сейчас вроде бы должно вестись доукомплектование отдельных модификаций SSJ-100, виднеются на заднем плане.



191 Здесь сквозь дым можно видеть все пассажирские терминалы большого аэропорта Хабаровска. Самый старый из них - небольшой, серый с синей крышей, был построен еще в середине 1950-х. Левее белеет международный терминал, а справа за границу кадра уходит терминал внутренних воздушных линий.



192 Вот он крупнее; напротив перрона на стоянке застыли среднемагистральные лайнеры.



193 А это Малый аэропорт Хабаровска - вертолет уже заходит на посадку по-самолетному. На этом можно было бы и завершить мой рассказ о поездке на Нижний Амур, но хочется еще написать короткое послесловие.
Чуть позднее, когда мы с Игорем Мирошниковым и Валерией Спидленом разъезжались по домам на одной машине, выяснилось, что водитель такси является читательницей моего блога: «Как, вы в самом деле тот самый dkphoto?» Признаюсь, мне было чрезвычайно приятно. :)
Ну а гораздо позднее стало ясно, что в 2012 году лесные пожары не смогли достичь такой силы, как это случилось в 1998-м - ситуацию удалось удержать под контролем, хоть дым временами, даже поздней осенью, еще досаждал хабаровчанам.



Комсомольск-на-Амуре, Хабаровск, Дальний Восток, авиа

Previous post Next post
Up