22-26 октября 2012, или неделя встреч

Oct 26, 2012 15:15

Прошлая неделя была так богата на интересные встречи и события, что до сих представляется мне стремительным кружением карусели - толком не хватало времени не только на то, чтобы написать о произошедшем в блоге, но даже привести свои мысли в порядок. Поскольку пытаться объять необъятное - дело неблагодарное, не буду даже стараться написать о каждом событии отдельный пост, а пробегусь галопом по европам в рамках одной записи дневникового формата.

1 Вечером прошлого понедельника состоялась уже вторая по счету встреча хабаровских блогеров с министром образования Хабаровского края и заместителем председателя краевого правительства Андреем Базилевским. Сам Андрей Александрович - активный пользователь «Твиттера» и являет собою достаточно редкий пример чиновника высокого ранга, который не только часто пишет в свой микроблог, но и поддерживает в нем живую беседу.

Вообще надо сказать, что Хабаровский край, несмотря на всю свою удаленность, в смысле диалога власти с блогосферой выглядит передовым и отнюдь не консервативным. Традиция неформальных бесед высших чиновников краевого правительства с блогерами была заложена в начале года, причем первая встреча прошла именно с министром образования. Я, правда, на ней присутствовать не смог. Интересующимся могу дать ссылки на свои посты по встречам с министром культуры Александром Федосовым и губернатором Вячеславом Шпортом.

Ключевое отличие мероприятия, прошедшего в прошлый понедельник, заключается в том, что впервые к его организации не привлекались сами чиновники или их помощники. Поскольку неизменно возникало много нареканий на состав присутствующих (a la «Кто все эти люди?!»), эксперимента ради организационные вопросы, включая приглашения, возложила на свои плечи блогер Анна Сидорова anna_sidorova, а с помещением оказал помощь посол «Живого Журнала» в Хабаровске Александр Симонцев pa_drugomu. Справедливости ради следует заметить, что состав присутствующих оказался чуть иным, чем планировался, но виноваты в этом оказались отнюдь не Аня и не Андрей Базилевский.





2 Не стану приводить все вопросы, поднимавшиеся на встрече - эта была бы тема полноразмерной журнальной статьи.
Отмечу любопытные цифры. Сейчас бюджет в год тратит на обеспечение доступа в Интернет для школ края порядка 100 миллионов рублей. Еще недавно сумма была в два раза меньше. Дороже всего, разумеется, обходятся интернет-каналы для школ, расположенных в глубинке территорий. Основным провайдером выступает «Ростелеком», имеющий наиболее распределенную сеть по краю. В настоящее время на базе ТОГУ - Тихоокеанского государственного университета - осуществляется контентная фильтрация трафика, чтобы снизить издержки. До этой меры изрядная часть школьного трафика была завязана на социальные сети - в первую очередь на «Одноклассников» и «ВКонтакте». Что примечательно, по словам министра, обращений к порно-ресурсом (а именно такой трафик, согласно многочисленным исследованиям преобладает в Глобальной сети), не было.

Много говорилось о том, как должны хозяйствовать школы. Зарабатывать деньги они в принципе не должны, но обязаны рачительно тратить то, что выделяется им из бюджета. При вдумчивом плановом подходе, по мнению Андрея Александровича, средств должно хватать, пусть и не все нужды будут удовлетворяться одним махом. В идеале, как отметил министр, сэкономленные средства должны оставаться в школе, что и должно выступать главным стимулом грамотного хозяйствования. Тогда министерству уже не придется настаивать на установке счетчиков учета воды или тепла в каждом конкретном случае. Андрей Базилевский вообще отметил, что он убежденный противник ручного управления. По его мнению, только тогда управленца можно считать успешным менеджером, когда все работает как бы само по себе, при минимальном вмешательстве сверху.

К сожалению, к самостоятельному хозяйствованию на местах мало где готовы. Был приведен пример школы в Ванинском районе, где для удобства учащихся коллегиально решили обойтись без калитки для школьной ограды. В итоге теперь по школьному стадиону бродят коровы, а директор с физруком пытаются их гонять.

Еще интересная статистика: если на 1 сентября 2001 года в Хабаровском крае было 202 тысячи школьников, из них 16 тыс. выпускников, то в этом году лишь 121 тысяча школьников при 5965 выпускниках. Все это подтверждает демографические данные, говорящие, что регион находится в начале спуска в демографическую яму - поколение, родившееся в бебибум последних лет СССР, в основном успело обзавестись потомством, а на смену ему приходят редкие дети депрессии 1990-х. Результат - в этом году в Хабаровском крае впервые за долгое время было отмечено снижение числа первоклассников.




3 Число детей, которые должны ходить в дошкольные учреждения, также снижается, и это позволяет надеяться, что острая ситуация с беспросветными очередями в детские сады решиться как бы сама собой. Андрей Базилевский отметил, что и сейчас проблема стоит только перед родителями с детьми ясельного возраста, а с 5 лет попасть в садик уже легко. Однако эта информация встретила буквально сгустившийся в воздухе скептицизм со стороны собравшихся. Добавлю также, что, вопреки официальной статистике, по подсчетам директора института местного самоуправления Нины Петровны Поличка, дефицит мест в детских садах в Хабаровском крае составляет не менее 50 тысяч.

С 1 ноября должны быть реализованы электронные очереди на запись в детские сады. По мнению министра, чем меньше в этом человеческого фактора, тем лучше: «Нет ничего неприятнее, чем лично распределять что-либо».

Андрей Базилевский выразил надежду, что рано или поздно отпуск по уходу за ребенком молодых мам признают работой, и государство будет платить за это зарплату.




4 Поговорили о ювенальной юстиции. В ответ на мои несколько провокационные вопросы на тему, где должны лежать граница вмешательства государства в процесс воспитания в семье (я подразумевал явные перегибы, скажем, британской системы) Андрей Александрович сказал, что главным образом государство должно защищать жизнь и здоровье своих граждан, в том числе и несовершеннолетних. Во всех остальных случаях границу вмешательства должно определять само общество. Однако иногда лучше забрать ребенка из откровенно неблагополучной семьи, чтобы избавиться от так называемого эффекта Маугли, когда он рискует вырасти таким же маргиналом, как и его родители. Министр привел в пример женскую колонию Заозерное, где ему приходится бывать с рабочими визитами: там есть женщины-заключенные, которые сами родились в этой же колонии, где тогда сидели их матери.

Кстати, на содержание воспитанников детских домов краевой бюджет тратит от 500 тысяч до 1,5 млн рублей в год в зависимости от территории. Суммы меня удивили; думаю, редкая семья в состоянии выделять подобные средства на своих детей.




5 Также меня сильно интересовали вопросы медиаобразования и медиабезопасности. Судя по развитию дискуссии (а говорил, разумеется, не один только министр, в обсуждениях участвовали большинство участников встречи, порою даже слово трудно было вставить), значение этих терминов было понятно немногим. При всем при этом 90% того, чтобы вообще обсуждалось в этот вечер, так или иначе касалось сферы медиобразования. Тем не менее непосредственно под этим флагом обсудили лишь возрастную маркировку телевизионных и прочих каналов информации, над которой сейчас не потешается только ленивый. Министр выразил свое мнение на этот счет, с которым я полностью согласен: закон в принципе правильный, но механизмы и критерии не вполне продуманы, из-за этого СМИ перестраховываются, прекрасно понимая, что на деле их аудитория не уменьшится даже от маркировки «18+».

Я, разумеется, не преминул вставить пару слов о Международной студенческой олимпиаде «ИТ-планета», в которой дальневосточники обычно показывают отличный результат (в 2009-2010 годах - второе командное место по стране, в 2010-2011 годах - второе место по числу медалей по СНГ). Кстати, сейчас на сайте олимпиады заканчивается регистрация учебных заведений высшего и среднего профессионального образования, желающие еще могут успеть.

И хотя беседа продолжалась около двух с половиной часов, безусловно, оставалось, что еще обсудить и о чем поговорить. Надеюсь, что традиция подобных встреч не прервется и еще неоднократно представится возможность пообщаться с Андреем Базилевским в неформальном режиме.




6 Вторым мероприятием, о котором я хочу упомянуть в куда более сжатом формате, стал круглый стол в «Белом доме» во вторник. Формально он носил сложное и не вполне отвечающее повестке дня название - «Направления развития профессиональной коммуникации сообществ в научной и образовательной сфере Хабаровского края». Главными организаторами выступили ОАО «Российская венчурная компания» и фонд «Центр стратегических разработок Северо-Запад» из Санкт-Петербурга. Декларировались обсуждения по созданию интернет-портала инновационного кластера авиа- и судостроения, но скорее все выглядело прощупыванием почвы на предмет инновационного потенциала края. Собрались главным образом представители крупнейших вузов и НИИ, так или иначе связанные с авиа- и судостроением.

Гостями высказывались интересные идеи, в частности о том, чтобы собрать вместе 500 студентов со всего ДФО, чтобы дать им возможность свободно генерировать идеи, - финский опыт, кстати. Вообще же для предварительной оценки инновационного потенциала крупных городов применяют такой показатель, как число инновационных идей, даже самых сырых, которые способны предложить их вузы. Если таких идей оказывается менее трехсот, но город венчурными компаниями рассматривается как малоперспективный.

Опять-таки не буду пересказывать все, что прозвучало на кругом столе, отмечу только некоторые любопытные моменты. Оказалось, ТОГУ собирается строить весьма амбиционное облако, поговаривают даже о петафлопе для ЦОДа. Также университет по контракту с мэрией проектирует дорожно-транспортную сеть Хабаровска. Всего в ТОГУ обучается 380 иностранных студентов (главным образом, разумеется, китайских), в ДВГУПС - почти столько же - 300. Главным сдерживающим фактором тут является ограниченное число мест в общежитиях, а в принципе спрос со стороны граждан КНР на образование в Хабаровске довольно велик.




7 В среду состоялось еще блогерское мероприятие недели - мастер-класс профессионального фотографа Евгения Мишталя mishtal (на снимке он слева) для блогеров. Обучение проводилось совершенно бесплатно, вход был свободный, попали в студию к Евгению все, кто изъявили желание, хоть и пришлось занимать стулья в соседнем офисе.

Честно говорю, даже не планировал там фотографировать и писать пост о мастер-классе (исходя из того соображения, что писать лучше о том, в чем хоть что-то понимаешь, а к фотографам себя не отношу - не более чем к стану обычных любителей). Поэтому снимки, которыми я иллюстрирую материал, были сделаны случайно в ходе самого мастер-класса, когда Евгений учил использовать для быстрой фокусировки кнопку AF-ON. После этого, кстати, я лишний раз убедился, что материальную часть знаю на уровне дикаря из племени Мумбу-юмбу.




8 Возможно, именно поэтому мне интереснее всего была практическая часть мероприятия, а не теория, касающаяся компоновки кадра и общих принципов съемки. Хотя почерпнул для себя немало полезного и в этом, я понимаю, как огромна пропасть между художественной фотографией и блогерской версией репортажной.

Заодно было интересно, как по-разному ум технаря и гуманитария воcпринимают одни и те же объекты. Скажем, увидев начертанный тонкими линиями куб, я автоматически привязал его к осям фронтальной диметрии и даже не сомневался, в какую сторону он ориентирован. Зато многие другие участники мастер-класса сразу узрели инвариантность.




9 Вообще будет приятно, если подобные мастер-классы войдут в традицию, хотя, подозреваю, Евгению может оказаться не так-то просто находить время и силы для обучения на добровольных началах блогеров, к тому же обладающих разношерстными уровнями подготовки. Но коль такой своеобразный клуб все же сложится, буду стараться не пропускать занятий. :)




10 Завершаю свой рассказ репортажем канала «Россия» для передачи «Вести-Хабаровск» о моем докладе, сделанном в пятницу на семинаре, организованном аппаратом уполномоченного по правам ребенка в Хабаровском крае. Сейчас уже нет сил и желания подробно раскрывать эту тему, но касается она как раз упомянутой ранее медиабезопасности для детей.
Сразу хочу развенчать миф, будто понятие медиаобразования возникло совсем недавно с развитием Интернета. Отнюдь, оно было введено в 1960-х годах - задолго до появления Глобальной сети - и восходит к работам канадского философа Герберта Маклюэна. На Западе в той или иной форме медиаобразование давно перестало быть уделом профессионалов в области СМИ, сейчас сходный процесс начинается и у нас. Подстегнуло его вступление в силу федерального закона №436. Я думаю, трудно не заметить корреляции его статей с так называемыми твиттерными революциями на Ближнем Востоке и событиями на Болотной площади. Несомненно, связь тут имеется. Но вместе с тем надо понимать, что сам закон был написан в 2010 году, то есть еще до упомянутых событий.

Так или иначе, а 436-ФЗ затрагивает важные и острые вопросы для воспитания и обучения детей нашей цифровой эпохи - тех, кого по праву можно назвать digital natives, в отличие от нас, поколения digital emigrants. Поскольку специальной школьной программы, которую требует закон, в крае нет, видимо, к ее разработке подключится и ваш покорный слуга. Но не думаю, что это столь уж интересная тема для блога, а посему пока закругляюсь.

image Click to view

дневник

Previous post Next post
Up