Хабаровск конца XX века

Sep 08, 2011 11:27

Пока сил и времени на что-то более глобальное нет, выкладываю очередную подборку сканов из фотоальбома «Хабаровск: из века в век» («Владиздат», 2003 год). На этот раз я отобрал некоторые снимки из части, посвященной XX веку. На деле указанный период представлен фотографиями преимущественно последних двух десятилетий прошлого столетия, но зато сами кадры не избитые.



1 Панорама центральной части города между обоими бульварами. Совершенно определенно это уже 1990-е годы, причем не самое их начало, что легко читается уже хотя бы по многоэтажке с отделением «Далькомбанка» на Ленинградской. Впрочем, хватает и других приметных доминант. Можно также обратить внимание на затянутый в реставрационные леса Утес - здание бывшей спасательной станции, ставшее наиболее узнаваемым символом дальневосточной столицы. Впрочем, в год, когда делался этот снимок с борта вертолета, подобного статуса у Хабаровска еще не было.




2 Военный оркестр на обзорной площадке Утеса. Архитектурных ориентиров нет, но, отталкиваясь от формы, можно предположить, что фотография была сделана во второй половине 1990-х. Судя по состоянию Амура, съемка состоялась или в конце осени, или в середине весны; повод назвать не могу.



3 День Военно-морского флота. Раньше, до того как расформировали Краснознаменную Амурскую флотилию, этот праздник отмечался в Хабаровске весьма масштабно, с театрализованными высадками десанта на городскую набережную и т.д. Но вот уже много лет ничего подобного нет, теперь День ВМФ полномасштабно отмечается на Дальнем Востоке, пожалуй, лишь на главной его Тихоокеанской базе - во Владивостоке. Ну, может что-то еще проводят в Петропавловске-Камчатском, хотя об этом я ничего не слышал.
Здесь можно видеть десантный катер на воздушной подушке «Мурена» (всего в СССР их построили 11 штук) и, похоже, истребители МиГ-29. Сейчас «Мурен» на Амуре уже нет - частью продали, частью порезали. Выпускались эти катера, кстати, Хабаровским судостроительным заводом.
Правда, данный снимок датируется второй половиной 1990-х (на борту катера нанесен тактический знак уже пограничной флотилии), когда праздник еще отмечали по «инерции».



4 Вид на речной вокзал. Указать год затрудняюсь, но, похоже, уже 1990-е. По крайней мере катера на подводных крыльях «Полесья» стоят у дебаркадера так, как будто собираются отплывать караваном в ближайший к Хабаровску китайский город Фуюань. Не знаю, правда, от какого именно дебаркадера они ходили в годы, когда речное пассажирское сообщение с Поднебесной только-только открыли. Впрочем, парадные многопалубные дебаркадеры интересны сами по себе и, к сожалению, уже стали историей - все они были утрачены в 2000-х от пожаров в затоне РЭБ флота, куда их ставили на зимний период. Теперь подобной красоты на Амуре просто нет. Возможно, что порезан на металл и виднеющийся слева пассажирский теплоход - к сожалению, не могу прочитать его название. Недавно число таких судов сократилось самым печальным образом.
Тарелка антенны станции спутниковой связи «Орбита-2» тоже исчезла с холма над набережной - в 2003 году ее перевезли в центр связи под Тополево, а на ее месте построили новый корпус бизнес-центра «Парус».



5 Совершенно точно 1980-е годы, о чем легко судить по большому гербу Советского Союза на крыше бывшего Реального училища (он окружен текстом «Славься отечество наше свободное») и исключительно отечественным автомобилям напротив здания крайкома КПСС. Вместе с тем шаблонной советской политической агитации на крышах окружающих площадь Ленина домов уже нет (a la «Наша цель - коммунизм», «Ленинизм - знамя нашей эпохи» и т.д.), что наводит на мысли о том, что снимок сделали ближе к концу десятилетия. Жаль, тут не видно, построен ли уже беломраморный фальшфасад слева от крайкома…



6 Та же площадь Ленина, но герб СССР уже исчез. Думаю, если это 1990-е, то самое начало. Об этом говорит и одежда горожан, у меня более ассоциирующаяся со второй половиной 1980-х, и полное отсутствие какой-либо рекламы на месте символики советской эпохи.



7 Без сомнений, 1980-е - региональные руководители партии с трибуны у памятника Ленину приветствуют демонстрацию трудящихся. Вероятно, дело было 1 мая.



8 Комсомольская площадь. Японские автомобили уже появились и даже доминируют, но парк Окружного дома офицеров Советской (Российской) армии еще цел, к строительству Успенской церкви даже не приступали. Предположу, что снимок датируется 1996-1998 годами.



9 Площадь Славы в прежнем ее виде - без громады Спасо-Преображенского собора и здания семинарии, зато с нетронутым комплексом, поставленным в память Победы в Великой Отечественной войне: стела Героев не сдвинута, стена предприятий-орденоносцев не разобрана. Судя по уже построенному путепроводу в начале улицы Пионерской, это 1990-е.



10 Привокзальная площадь. Серпы и молоты, старенькие заслуженные ЛиАЗы и немногочисленные «Жигули» красноречиво указывают на 1980-е годы. Здание вокзала еще прежнее, малопривлекательное. На заднем плане слева, похоже, ярко освещен автовокзал, сданный, если я не ошибаюсь (архива под рукой сейчас нет), где-то в середине того десятилетия. До его строительства эту функцию выполняла сама Привокзальная площадь. После сдачи в эксплуатацию автовокзала на ней стало заметно чище.



11 Все тот же прежний железнодорожный вокзал в непривычном ракурсе. Сложно сказать, откуда именно сделали данный снимок. Возможно, с девятиэтажки по Ленинградскому переулку. В любом случае телеобъектив сильно исказил расстояния, зрительно приблизив железнодорожный мост через Амур. Мост, как видно, еще старый, с оригинальными дореволюционными фермами. В нижней части кадра выглядывает купол здания, где меня принимали в пионеры. :)



12 Перекресток улиц Муравьева-Амурского и Комсомольской. Если бы речь шла о 1980-х, я бы назвал первую Карла Маркса, но переименование участка улицы между площадями Комсомольской и Ленина состоялось в 1992 году, а японские машины указывают на чуть более позднее время съемки. Здесь главная улица Хабаровска выглядит непривычно узкой и очень зеленой.



13 Вот эта же улица, но еще на всей своей длине носящая имя апологета марксизма. Судя по долгострою высотки энергетиков на Дзержинского, приметной девятиэтажке с Выставочным залом и белому дому крайкома КПСС, это уже вторая половина десятилетия.



14 Данный участок улицы и сейчас носит прежнее имя. Но годы уже 1990-е, что можно определить по российскому триколору на башенке городской администрации, бывшего горкома КПСС. Стоит обратить внимание на цвет фасада мэрии - таким он был минимум с 1970-х, если не с более раннего периода.



15 Парк «Динамо» и городские пруды на Уссурийском бульваре. Похоже, снимок был сделан не позднее конца 1980-х, так как сданные в великой спешке пруды очень быстро стали утрачивать первоначальный лоск, особенно третий, превратившийся в самое настоящее болото. Сейчас, конечно, пруды выглядят совершенно иначе.



16 Лес типовых советских «панелек» между упомянутым бульваром и улицей Ленина. На переднем плане к бульвару спускается Пушкина, где, похоже, уже началось возведение двух элитных многоэтажек, в одной из которых поселился В.И. Ишаев. Так что это, скорее всего, год где-то 1996-й.



17 В цехе завода «Энергомаш». Видимо, еще советская эпоха, так как после развала Союза завод энергетического машиностроения, некогда являвшийся гордостью Хабаровска, стал очень быстро сдавать. В прямом смысле этого слова - большая часть помещений была сдана в аренду коммерсантам под склады, офисы, типографии и т.п. Да и сейчас жизнь «Энергомаша» еле-еле теплится, хотя кое-что все-таки производят, включая оборудование для газовиков.



18 Центральный рынок, угол Амурского бульвара и улицы Пушкина. Судя по разношерстному автопарку, середина 1990-х. В ту пору мы с мамой продукты чаще всего именно здесь и покупали - в обширном здании крытого рынка; супермаркетов еще не было. После повального дефицита заката советской эпохи прилавки середины первого десятилетия новой России казались тогда образцом изобилия. Сейчас прекрасно понимаю, что в нынешние дни меня их ассортимент совсем бы не впечатлил. Зато тогда, пожалуй, и химии в продуктах было поменьше.



19 Большой аэропорт. Многоэтажное административное здание уже достроено, на самолетах красуются логотипы авиакомпании «Дальавиа», выросшей из Хабаровского объединенного авиаотряда, кстати, одного из крупнейших в СССР - специфика региона. Площадь перед терминалом внутренних авиалиний выглядит совершенно не так, как сейчас. Да и «Дальавиа» уже три года как нет - развалилась из-за неэффективного (скажем так) управления. Несомненно, снимок второй половины 1990-х.



20 Стела недалеко от въезда в Хабаровск с юга по трассе М-60. Видимо, тоже 1990-е.

На сегодня, пожалуй, хватит. Про обещанные в «Твиттере» зарисовки по истории энергетики Хабаровского края и по Карфагену, а также про небезынтересную информацию с заседания ФАС помню, но на них нужно больше сил, так что всему свое время, пардон.

Хабаровск, Дальний Восток, история

Previous post Next post
Up