Хабаровский край. Центр реабилитации диких животных

Nov 26, 2005 22:45

В эту субботу я наконец-то посетил весьма популярное место «паломничеств» хабаровчан в выходные дни - район предгорья хребта Сихотэ-Алинь, где находится Центр реабилитации диких животных «Утес».



Добраться туда можно по двум трассам - по БАМовской дороге и по Владивостокскому шоссе (М60), а потом через крупный населенный пункт района имени Лазо - село Бичевая. Расстояние от города составляет порядка 150 километров. Зимой это чуть меньше двух часов езды на машине. Трассы позволяют безопасно держать скорость 80-120 км/ч, но периодически приходится замедлять движение, так как иногда шоссе проходят через населенные пункты. Сейчас стараются строить скоростные трассы так, чтобы они огибали жилье, но масштабное строительство объездных путей не всегда по карману краевому бюджету.
На снимке видно начало Владивостокского шоссе, день езды по которому (если не очень спешить) приводит в столицу Приморья. Впереди виднеется хребет Хехцир, являющийся западными отрогами Сихотэ-Алиня. Белые нисходящие просеки на склоне сопки - это горнолыжная трасса.



С утра все вокруг покрылось инеем - и придорожный кустарник, и деревья, и даже сами машины.



Гранитный крест на повороте с Владивостокской трассы на село Бичевая был установлен не так давно в память о жертвах сталинских репрессий.
Позади уже свыше шести десятков километров.



Конечно, название села Бичевая не имеет никакого родства с прочно вошедшим в современный обиход именем нарицательным. Имена сел и поселков юга Хабаровского края в основном тесно связаны с историей заселения этих земель. Бичой, например, называли лодки, на которых поселенцы поднимались по многочисленным рекам. Историческое название, перешедшее от коренных народов Приамурья, пожалуй, тут носит только село Кия и одноименная речка, на правом берегу которой расположен районный центр - рабочий поселок Переяславка. К слову, в районе имени Лазо выращивают лучшие овощи и производят лучшие молокопродукты из числа тех, что обычно продаются в магазинах Хабаровска.
На снимке видно, что ветер поднимает поземку…



…которая порой даже становится проблемой, резко снижая видимость. Особенно часто в этом, впрочем, бывают виноваты встречные автомобили.



Для меня самого было откровением, что в таких районах Хабаровского края очень приличные дороги. Я был тем более удивлен, увидев крупную авторазвязку (с БАМовской трассой). Верхом потрясения, однако, стали спутниковые антенны, которые тут украшают даже замшелого вида деревянные домики. Этот же жилой двухэтажный домик в селе Кутузовка, близ которого и расположен Центр реабилитации диких животных, «тарелки» украшают, как опята - старый пень.



Места здесь действительно глухие: пассажирский автобус в Бичевую отсюда ходит два раза в неделю, а в районный центр - лишь дважды в месяц. Между тем в советские годы в Бичевой был свой аэродром, куда из Хабаровска регулярно летали пассажирские самолеты малой авиации (насколько я понимаю, Ан-2). Школы сейчас в Кутузовке нет, детей по утрам автобус отвозит в Бичевую. Опять-таки в советские годы учащиеся в Хабаровске уроженцы этих мест часто по пятницам возвращались самолетом на выходные домой, а в воскресенье вечером улетели назад. Жутко подумать, каково тут сейчас не имеющим машины, а они здесь есть лишь у единиц! Работы в селе мало, многие живут как в доисторические времена - собирательством, а потом продают вдоль дорог грибы, ягоды и т.д. По словам гида, алкоголизм среди местного населения давно стал обычным явлением.
На фотографии видны поросшие лесом и засыпанные снегом горы Сохотэ-Алинь.



А это уже Центр реабилитации диких животных «Утес», официально расположенный в селе Кутузовка, а на самом деле - на расстоянии пары километров от его окраины.
Своим появлением Центр целиком и полностью обязан жившему в Кутузовке охотнику и тигролову Владимиру Круглову. Тигролов - это очень сложная и опасная специальность. Такой человек должен уметь, не убивая и не калеча зверя, отогнать его от жилья человека или же обездвижить и вывезти из населенного пункта, куда тигры иногда забредают в голодные зимы.
14 лет назад охотники ранили тигренка. Владимир Круголов, которому тогда уже было 50 лет, подобрал несчастного зверя и выходил его у себя дома. Однако жители села потребовали, чтобы их избавили от такого опасного соседства. Впрочем, их можно понять, ведь тигр - грозный хищник, а не домашняя ручная кошка. Тогда Круглов построил на расположенной поблизости сопке вольер для своего питомца, которому дал имя Лютик, образованное от вполне говорящего слова «лютый». Этот тигр до сих пор живет в Центре реабилитации и не будет выпущен на волю, так как по оценке Круглова и других специалистов, он там просто не выживет.
Однако Центр «Утес» - это вовсе не зоопарк. Его задача - выхаживать попавших в беду зверей и отпускать их обратно в тайгу. Постепенно вокруг тигриного вольера появилось множество новых: для медведей, оленей, лисиц, рысей и других животных. Особо буйных зверей держат отдельно. Имеются даже специальные вольеры, окруженные смотровыми вышками, где снимают фильмы о животном мире тайги. Уникальной услугой часто пользуются иностранные режиссеры, например осенью 2005 года тут работали японские кинематографы.
Центр реабилитации находится на самоокупаемости, то есть не поддерживается бюджетом. Зарабатывает он главным образом на входной плате с туристов и сдаче им в аренду домиков. Место это, как уже было сказано, весьма популярно для отдыха у жителей Хабаровска, несмотря на приличную удаленность от города. Во всяком случае, уже в середине ноября все домики и гостиничные номера оказались расписаны по выходным до самого Нового года. Еще один источник финансирования - спонсорская помощь, обычно ее оказывают иностранные фонды.
Сервис тут рассчитан на неразвращенных западным комфортом отдыхающих: даже номера «люкс» местной гостиницы хоть и подключены к водоснабжению (есть даже горячая вода от котельной), но не имеют душа и «некоторых других удобств». Контингент тут отдыхает нетребовательный - многим звери и красоты природы, как говорится, до лампочки. Редкая компания тут не глушит водку, а некоторые просто надираются до просячьего визга. Удивительно, как здесь еще никто с пьяных глаз не залез в вольеры к хищникам. Впрочем, рассуждать о безыскусных развлечениях современных горожан - занятие неблагодарное…
К несчастью, в июле 2005 года Владимир Круглов, основатель и директор Центра реабилитации диких животных, погиб от травмы, полученной при заготовке дров. Ему было 64 года. Как сложится дальнейшая судьба «Утеса» - пока не вполне понятно, но, к счастью, Центр все-таки продолжает свою работу.





Гималайские медведи, точнее медвежата. В отличие от широко известных бурых медведей, этот вид относится к вегетарианцам. Медведей тут кормят так, что они и не думают впадать в зимнюю спячку, клянча у отдыхающих лакомства не хуже, чем Остап Бендер и Киса Воробьянинов, танцующие лезгинку на Военно-Грузинской дороге. :) Впрочем, медвежата при этом еще и очень трогательно скулят.



Часть уха этот олень потерял еще до того, как попал в Центр реабилитации. Его, вероятно, через некоторое время вернут на волю.





Самый коварный и грациозный хищник тайги - рысь.



Лиса припрятывает часть своего обеда. Нора выкопанного ей тайника ведет в вольер рысей. Думаю, те будут рады такому подарку. :)





Амурский тигр, мощный и величественный хозяин дальневосточной тайги. Это тот самый Лютик, который стал первым питомцем «Утеса». Несколько лет назад у него обострились полученные в детстве раны, и Лютику сделали уникальную для тигра операцию - поставили зубные протезы, в том числе один позолоченный клык. Об этом даже трубили многие СМИ, включая телевидение.



Тигрица-подросток Вилька (хотя ее имя я помню не очень отчетливо). Она попала в «Утес» с серьезными ранами. Операция ее спасла буквально чудом, но с тех пор Вилька ненавидит людей. На зевак она шипит, как кошка и рычит, как настоящий тигр.



Кроликов сначала разводили на корм мелким хищникам, но теперь, кажется, их содержат «для коллекции».
В «Утесе» есть еще еноты и бурые медведи, но мне их увидеть не удалось - они прятались в своих домиках.



Начало прогулки по тайге. По сути это туристический маршрут вокруг Центра реабилитации протяженностью около четырех километров.



Под заросшим лесом обрывом видна долина. Высота склонов здесь порядка 80-100 метров. Вдали возвышаются склоны Сихотэ-Алиня.





Зимнее таежное небо.



Мостик через горный ручей. Слева видна ограда обширного вольера для крупных рогатых животных (конечно, не коров, а оленей :)). Им нужен простор, иначе их ноги неизбежно ослабеют, и в природных условиях олени не выживут.



Прохожий снеговик. :)



Буйство красок напоминает конец сентября, но никак не последнюю декаду ноября.



Папоротник a la подснежник. :)



Этому дереву около полутора тысяч лет. В связи с этим вспоминается, что самое старое дерево Парижа было посажено в конце XVII века. Однако удивляться тут нечему - тисы вообще живут очень долго. Чем тверже древесина, тем больше срок жизни дерева. Например, мягкая береза живет в среднем 60 лет. А вот тис - это буквально долгожитель, железное дерево: он тонет в воде.
Удивляться здесь надо лишь тому, что несколько тисов выросли недалеко от Хабаровска, где климат для них слишком суров. По некоторым версиям, случайно занесенным сюда семенам помог уникальный мироклимат: под этой поляной, по словам гида, находится тектонический разлом, и здесь «сильная энергетика», а также температура всегда выше, чем на расстоянии каких-то нескольких десятков метров.



Дерево справа от колеи снегохода по бурятскому обычаю украшено цветными ленточками. Интересно, кто это постарался, ведь до Бурятии отсюда несколько часов лета на реактивном самолете…





Горы…

Дальний Восток, природа и парки, зверофото

Previous post Next post
Up