Корейский прадедушка «Потемкина»

Mar 01, 2011 21:35

Какой ответ можно получить на вопрос, когда же был построен первый в мире броненосец? Чаще всего тут же вспоминают бесплодное сражение на Хэмптонском рейде между «Монитором» северян и казематной «Вирджинией» южан 9 марта 1862 года. Но то было первое боевое столкновение двух броненосных кораблей. Можно припомнить французские плавучие батареи времен Крымской войны - «Лавэ», «Девастьон» и «Тоннат». Назвать их полноценными кораблями, правда, не у всякого язык повернется. Особо искушенные натуры могут блеснуть познаниями, упомянув более ранние творения французского конструктора Жака Санэ - тяжелые 118-пушечные линкоры «Коммерс да Марсель» водоизмещением 5100 тонн. Корабли еще наполеоновских времен защищались крепкой дубовой обшивкой толщиной до 1,5 метров, которую брало далеко не всякое ядро. Но ведь это все-таки не вполне броня.
В общем, развивать данную тему есть куда - и вширь, и вглубь. Но есть, однако, страна, историки которой непоколебимо знают, когда именно появились и были с успехом использованы первые в мире броненосные корабли. Это Корея. Точнее, обе Кореи, которые, несмотря на полную идеологическую несовместимость, полностью солидарны с позиций национализма. О, да, первенство принадлежит устрашающему кобуксону - кораблю-черепахе, - громившему японцев еще в конце XVI столетия.



На этой фотографии, взятой из официального северокорейского издания 1980 года, запечатлен экспонат одного из залов Центрального исторического музея в Пхеньяне. Кобуксон здесь безапелляционно назван первым в мире броненосцем, использовавшимся впервые в ходе Имджинской войны (1592-1598) против Японии в 1592 году.
В принципе, как минимум вторая часть текста полностью соответствует истине. Всего несколько таких кораблей под командованием поистине гениального флотоводца Ли Сунсина (1545-1598) дважды нанесли поражение огромному японскому флоту, причем во второй раз превосходство противника являлось подавляющим (чуть ли не 1:30).
Вот только неясно, были ли корабли-черепахи и в самом деле защищены железной броней. Из текстов современников это вовсе не следует, хотя известно, что покатые крыши кобуксонов, и делавшие их внешне похожими на черепах, несли на себе многочисленные шипы, исключительно затруднявшие один из основных приемов морского боя той эпохи - абордаж.
30-40 метровые кобуксоны имели сравнительно небольшой экипаж - с полсотни воинов и до семи десятков гребцов (кроме двух мачт при двух парусах корабли использовали также весла). Они сражались преимущественно таранными ударами и артиллерийским огнем - несли на борту до трех дюжин пушек.
Для своего времени и своего уголка мира такие корабли были грозным оружием, и, как я уже сказал выше, при умелом использовании оказались способны сломить хребет многочисленному японскому флоту, тем самым обеспечив победу и на суше. Предоставленные сами себе и лишившиеся снабжения огромные армии сёгуна Тоётоми Хидэёси в итоге были разбиты корейскими партизанами и не слишком боеспособной регулярной китайской армией.
Сам изобретатель грозных кораблей-черепах Ли Сунсин, как и адмирал Нельсон, пал, сраженный шальной пулей на пороге своего величайшего триумфа. Однако сражение было уже по сути выиграно, и корейский адмирал навеки вошел в историю как обеих Корей, так и Японии. Ну а были ли кобуксоны настоящими броненосцами (как и то, можно ли считать тонкие шестигранные плитки мягкого железа броней и сбросить со счета отсутствие паровой машины), возможно, для истории не столь уж и важно.

военная история, КНДР

Previous post Next post
Up