Никко, или живописная усыпальница Токугавы Иэясу

May 18, 2006 13:00




1 Мне не слишком повезло с погодой в день поездки, поэтому по моим фотографиям сложно будет получить представление о красоте одной из жемчужин Японии - храмового комплекса в городе Никко, находящемуся в 130 километрах к северу от Токио.
Первой визитной карточкой этого места служит легендарный мост Синкё. По преданию, он стоит аж с VIII века, когда в эту местность, некогда неосвоенную и безлюдную, пришел монах Сёдо (735-817). Его замыслам поставить храм мешала преградившая путь бурная горная река Дайягава. Тогда монах обратился к богам, и те прислали ему на помощь двух священных змей - красную и синюю, которые, сплетясь над водой, образовали тем самым мост через реку.
Все это не более чем легенда, так как согласно исследованиям историков, первый мост здесь был построен только в 1636 году одновременно с возведением масштабного храмового комплекса, посвященного похороненному тут знаменитому сёгуну Токугаве Иэясу (1543-1616). Существующий 28-метровый деревянный мост еще моложе - он датируется началом XX века, когда старинное сооружение было снесено разлившейся от продолжительных дождей рекой.




2 Имя Никко одновременно носят и небольшой 20-тысчный городок, и лежащая вокруг историческая область, а также национальный парк, некоторые достопримечательности которого я уже показывал.
На снимке внизу уходит забранная неровным асфальтом и омытая дождем старинная священная дорога Омотэсандо, ведущая к главным святыням города - комплексу Нико Тосёгу.



3 Храм Риннодзи принадлежит буддистской секте Тэндайсю, и в прошлом настоятелями его традиционно становились лишь особы императорской фамилии.



4 Вообще-то в Никко внушительные культовые сооружения окружают многочисленные «малые формы». К сожалению, про большинство из них рассказать не могу ровным счетом ничего - практически все пояснительные надписи выполнены исключительно на японском языке.



5 Важной достопримечательностью этой местности является сама природа.



6 Часть городка представляет собою довольно обширный парк в национальном стиле.



7 Под проливным холодным дождем, пряча, насколько это было возможно, камеру под зонтиком, мне уже не захотелось отведать вкус воды горного источника.



8 В Японии существует поговорка: «Не говори ни о чем, что это прекрасно, пока ты не увидел Никко».



9 На мой взгляд, в этих словах имеется свой резон.



10 Колокольни в Юго-Восточной Азии традиционно строят чуть в стороне от основных зданий храмов в виде отдельных небольших павильонов.



11 Звонарь в аутентичной одежде очень неаутентично сверяется с вполне современными наручными часами.



12 Стоит отметить, что обычные граждане до окончания Второй мировой войны здесь допускались далеко не везде.



13 Сложенные из гранита девятиметровые ворота-тории, ведущие к главным святыням Никко.



14 Эта пятиярусная пагода была построена в 1650 году в честь Токугавы Иэясу. Каждый ярус 35-метровой башни символизирует один из основных элементов бытия: ветер, воду, землю, огонь и небо.



15 На территории комплекса стоять целые городки из домиков духов.



16 Все здания богато украшены затейливой резьбой по дереву, покрытой лаком. Здесь, к примеру, изображены слоны, причем художник ни разу в жизни этих животных не видел, а вырезал их по чужим описаниям.



17 Обезьяны символизируют классическое «Ничего не вижу, ничего не слышу, ничего не скажу» с той единственной разницей, что слово «ничего» следует заменить «злом».
Образы обезьян тут были использованы не случайно. Дело в том, что деревянный барельеф украшает стену так называемый священной конюшни. В синтоистских храмах было принято содержать лошадь для поездок божества, а в средневековой Японии почему-то полагали, будто обезьяны способны отпугивать лошадиные хвори.



18 Спящая кошка говорит о нерушимости покоя духов храмового комплекса. Предание гласит, будто этот барельеф был вырезан скульптором левой рукой, так как правую его руку из зависти отсекли конкуренты.



19 Самым удивительным сооружением Тосёгу, несомненно, являются Ворота солнечного света - Ёмэймон. Они же имеют и второе название - Хигурасиномон, или Ворота сумерек. Художники XVII века потратили много времени и сил на украшение врат потрясающим декором.



20 Раньше посетителям низких социальных рангов было дозволено приближаться к святилищу только до этих врат. Далее допускались лишь знатные паломники, да и то лишь оставив здесь свое оружие.



21 Сооружение содержит изображение более чем трехсот существ: львов, тигров, единорогов, драконов и мудрецов, а также множество замысловатых геометрических узоров.



22 Считается, что Тосёгу строили в течение двадцати лет. На самом деле это не так. Трудно поверить, но большая часть храмового комплекса была возведена в течение семнадцати месяцев. При этом одновременно здесь трудились около девяти тысяч строителей и художников.



23 Еще один абстрактный слон.



24 Считается, что завет превратить его усыпальницу в грандиозный храмовый комплекс Токугава Иэясу оставил не из стремления к посмертной роскоши, а желая оставить материальное доказательство централизации власти в Японии. Как известно, именно он положил в итоге конец долгим усобицам, объединив страну под верховной властью сегуна, который де-факто стоял выше марионеточного императора.



25 Вероятно, Тосёгу должен был стать напоминанием крупным феодалам, чтобы они и не пытались противиться сёгунату. Исторический фарс состоит в том, что по указу Токугавы Иэясу именно удельные князья - дайме - должны были принять самое деятельное участие в возвещении святилища.



26 Слева возвышается храм Футарасан - самое старое здание в Никко, построенное еще в 1617 году, то есть практически сразу после смерти Токугавы.



27 Внутрь храмов я не заходил (терпеть не могу разуваться на входе, к тому же к буддистской культовой архитектуре дышу весьма ровно), поэтому предложить соответствующие снимки не могу.



28 Отмечу, что дух Токугавы Иэясу считается покоящимся в богато украшенном основном зале святилища - Хондэне.



29 Тело же великого сегуна покоится отдельно и выше - на горе, куда ведут две сотни каменных ступеней довольно-таки крутой лестницы.



30 Поднявшись, предстоит также пройти несколько ворот. Здесь, наверху, декор уже скромнее и строже.



31 Небольшая бронзовая пагода Ходо и является могилой Токугавы Иэясу. На фоне пышных храмов ее простота буквально бросается в глаза. Впрочем, тому есть объяснение: если дух умершего сёгуна считали своего рода божеством, то прах так остался останками смертного человека. Тянуло меня написать «простого смертного», но это, конечно, не так, что в полной мере подтверждает не только комплекс Тосёгу, но и сама история Японии.

Япония

Previous post Next post
Up