За два дня вылазки в Бургундию трудно увидеть много, поэтому я решил ограничиться лишь двумя ее столицами. Об административном центре древнего герцогства - Дижоне - я уже рассказывал (
тут и
тут). Второй, хоть и некоронованной столицей является небольшой городок Бон (Beaune) - исторический центр виноделия региона.
Выбираться туда из Дижона я решил на рейсовом автобусе. На свою голову поинтересовался расписанием у официанта в местном ресторанчике. Он был столь любезен, что тут же информировал меня обо всех утренних рейсах. Вот только время он перепутал. В итоге, плотно позавтракав и оставив большую часть вещей в комнате для багажа
своего отеля, я прибыл на автовокзал около десяти утра. И тут же установил, что предыдущий автобус в Бон тридцать минут как ушел, а следующий отправится только через два часа. Учитывая, что в 16:30 у меня был поезд в Париж с дижонского вокзала, потеря времени до полудня ставила под вопрос целесообразность всей экспедиции в винную столицу Бургундии. В итоге пришлось взять такси. Поездка до Бона по сельским (бесплатным) дорогам заняла около получаса и обошлась примерно в семьдесят евро. Таксист, кстати, оказался румыном, уже несколько лет переехавшим во Францию. Узнав, что я из России, он дорогой все вспоминал Ленинград, в котором побывал в турпоездке начале 80-х.
Довез он меня, как я и просил, в самое сердце исторического центра города - на эту площадь, на которой можно видеть традиционную для французских провинциальных городков карусель. На заднем плане за домами устремлен в высокое небо острый готический шпиль превращенной в музей
средневековой больницы-богадельни Отель-Дьё.
Сначала я решил, что здесь принято украшать тротуары цветами, но потом разглядел на горшках ценники. Оказалось, что ларчик открывался проще, чем могло показаться, - слева можно заметить витрину цветочного магазина.
Насколько я смог разобрать французский текст, город был основан не позднее VIII века (иные русскоязычные источники указывают на XIII столетие, но это явная ахинея, так как в Боне бывал папа римский Урбан II, живший значительно раньше), таким образом он весьма стар даже по европейским меркам, пусть его происхождение и не восходит к эпохе древнеримской Галлии.
Сейчас население Бона составляет около 22 тысяч человек, он является административный центром департамента Кот д’Ор (Cote d’Ore).
Здания в центре встречаются весьма древние, есть даже романские (правда, я сам их не видел). Наверное, такие вот куски декора, закрепленные в специальных скобах на стенах, должны подчеркивать древность строения.
Угловые башенки, подобные тем, что я показывал в
Ле-Мане, указывают на то, что домовладельцами было в свое время родовитое семейство. Боюсь, конечно, ошибиться, но я бы датировал здание в центре кадра самое позднее XV столетием, а скорее даже XIV-м.
Восточный фасад кафедрального собора Нотр-Дам (Notre-Dame), традиционно для французских городов посвященного Богоматери. Уже тут можно легко обнаружить смешение стилей: глаз сразу находит одновременно позднероманские и раннеготические черты.
Западный фасад с главным входом, оформленным в клюнийском (разновидность романского) стиле.
Изначально этот храм принадлежал бенедиктинскому ордену.
Очень уютный садик во дворе к югу от собора. Входные арки опять-таки выполнены в соответствии с романскими канонами, но сравнительно тонкие стены и массивные контрфорсы красноречиво говорят уже о готике. Видимо, строительство Нотр-Дам в Боне, начавшееся в XII столетии, продолжалось значительное время.
Главный неф выполнен в клюнийском стиле - это наиболее древняя часть базилики.
Возможно, частная часовня какого-нибудь родовитого семейства.
Орган над главным входом.
От собора разбегается целая сеть узких улочек, часто похожих на каменные ущелья.
Удивляться тут не приходится - в Средние века церкви были важнейшими центрами притяжения в жизни любых населенных пунктов.
На переднем плане можно видеть памятник известному уроженцу Бона - математику Гаспару Монжу (Gaspard Monge) (1746-1818). Он известен среди прочего созданным им (всего в 16 лет!) весьма точным для своего времени планом города, а также разработкой альтернативной технологии получения селитры для производства пороха.
Замена водопроводных труб, проложенных под мостовой. Работы тут проводятся аккуратно и с минимумом механизации.
Поскольку информации по городу у меня очень мало, позволю себе оставить иные кадры без комментариев.
Снимал на узких улочках с широкоугольной насадкой на объектив да еще и весьма неумело, так что геометрические искажения, конечно, чудовищные.
Вероятно, мэрия или иное важное административное учреждение.
Триумфальная арка. Чем Бон в этом плане хуже Дижона или даже
Парижа? :) Кстати, интересно, каких она времен - наполеоновских или еще периода правления другого известного любителя побряцать оружием - Людовика XIV?
Построенные даже во второй половине XX века здания (слева) неплохо стилизуются под исторический облик города - они гармонируют с архитектурным наследием, а не контрастируют с ним. Вот бы у кого поучиться иным отечественным градостроителям.
Вполне аутентичного вида, но, конечно, вполне современный цветочный ящик заводской штамповки.
Трогательные почтовые ящики в дверях дома (видимо, на четыре семьи).
На узких улочках исторического центра практически нет машин, зато я встретил любопытный трактор. Благодаря особой подвеске он может высоко поднимать корпус, проходя прямо над рядами виноградных лоз.
Яркими пятнами зелени на улицах часто являются только кроны деревьев в крошечных двориках за каменными заборами.
Первый этаж здания слева выстроен из камня, а вот второй - из дерева и штукатурки. Конструкция менее солидная, чем полностью каменная, зато меньше шансов, что она обрушится под собственным весом из-за просчетов строителей. Впрочем, такие аргументы были актуальны лишь в далеком прошлом, ну а сейчас такая архитектура - особый шик, своего рода индикатор почтенной истории дома.
Тут примечательна стена здания слева.
Она является своего рода памятником съемкам известного фильма Жерара Ури «Большая прогулка» (La Grande Vadrouille) в 1966 году. Дело в том, что часть сцен снимали в Боне, в частности в хосписах Отель-Дьё, чья характерная кровля изображена справа.
Исполнители главных ролей - знаменитые французские комики Луи де Фюнес и Бурвиль.
Ближе к окраине средневековой части города становится заметно просторнее - улочки шире, а машин и зелени - больше.
Изменяется и рельеф - иногда улицы идут в лощине между холмами, иногда - по их гребню.
В последнем случае прямо с тротуара можно наблюдать на уровне головы крыши целых кварталов.
Остатки мощных городских стен Бона уже в течение двухсот лет используются в качестве хранилищ для миллионов бутылок благородных бургундских вин.
Хотя виноградники коммуны Бона не удостоены высокого звания гран-крю (Grand Cru), город находится на знаменитой Дороге великих вин (Route des Grands Crus), что и дает ему право называть столицей виноделия Бургундии.
Кстати, именно там я по случаю приобрел пару бутылок коллекционных старых вин за смешные по российским меркам деньги. Только винный подвальчик даже в Боне лучше выбирать подальше от туристических троп - выбор окажется шире, а цены - значительно ниже.
У развалин городских укреплений я нашел автобусную остановку, откуда в точном соответствии с расписанием движения транспорта и отправился обратно в Дижон.
Собственно, я уже почти все рассказал о Бургундии, на будущее остался лишь небольшой альбом о поездке по сельской местности.