Если архитектурным центром Софийской стороны Новгорода Великого был и остается
кремль Детинец, то на противоположном берегу Волхова, на Торговой стороне, всегда доминировали Ярославово дворище и примыкающий к нему Торг.
Территория их вместе взятых, пожалуй, уступает площади кремля, но историческое значение ничуть не ниже. Занимают они участок напротив южной части Детинца. Со стороны реки это место обрамляет аркада Гостиного двора - самая поздняя постройка на территории древнего Торга. Она была выстроена в XVII-XVIII веках. Виднеющиеся за аркадой башни и в особенности главы храмов значительно древнее.
Здесь у волховского берега бросали якоря суда из северонемецких и скандинавских городов, на пристанях выгружались товары, доставленные с Закавказья, Причерноморья, Каспия, Волги, Днепра. В период своего расцвета Великий Новгород прочно занял посредничество в торговле между городами Ганзейского союза и всеми русскими землями.
Привезенные припасы и товары скапливались тут, на Торгу. Здесь же свыше полутора тысяч лавок, палаток и лотков образовывали около сорока торговых рядов, которые были протянуты от Волхова до современной Большой Московской улицы. Главный ряд назывался Великим (Корыстным), а к нему примыкали Терличные, Чупрунные, Суконный, Холщовый, Сермяжный, Льняной, Тимовный и многие другие.
Вдоль берега реки, а также восточнее Вечевой площади стояли дворы иностранных купцов. Так, в 1968-1969 годах археологи обнаружили фундаменты хозяйственных построек знаменитого Готского двора, стоявшего у изгиба Волхова.
За аркадой виднеются неширокая серая лента реки и башни и стены Детинца на Софийской стороне.
Возникновение Ярославова дворища историки относят еще к середине ХI века. В новгородских летописях он впервые упомянут под именем Княжого двора в 1113 году в связи с постройкой здесь храма Николы. Название «Ярославов двор» на страницах летописи впервые фигурирует под 1208 годом.
В послевоенную пору при изысканиях почти у самой реки были обнаружены остатки крупного деревянного здания, которое сочли дворцом Ярослава Мудрого, поставленного в начале XI столетия. Предания утверждают, что этот дворец был самым пышным и великолепным из всех подобных сооружений в Европе. К сожалению, полностью раскрыть остатки масштабного строения не удалось: для этого пришлось бы разобрать жилой дом, которых в те годы в разрушенном военными действиями городе было слишком мало.
Вообще трудно утверждать с полной уверенностью, являлось ли когда-нибудь Дворище официальной княжеской резиденцией в древнейшем Новгороде или же таковая находилась в Детинце. С ХII по ХV век официальная княжеская резиденция, несомненно, располагалась на Городище. Однако и в эту пору жизни Новгородской вечевой республики князья по-старому владели Ярославовым двором. Новгородский летописец ХVII века, опираясь, по-видимому, на устную традицию, объяснял происхождение названия этого места тем, что «великий князь Ярослав жил на Торговой стороне близ реки Волхова, где ныне церковь каменна Николая чудотворца, яже и доныне словет Ярославле дворище».
В 1478 году, ведя переговоры с новгородскими представителями об условиях мира, московский великий князь Иван III потребовал отдать ему территорию двора, считая ее своей наследственной собственностью. В ХVI веке Дворище нередко фигурирует под именем Государева двора.
В настоящее время на Ярославовом дворе и Торге можно встретить лишь отдельно стоящие памятники седой старины, в основном храмы. Жилая застройка конца XIX и начала XX века полностью исчезла. На ее месте разбиты аллеи и высажены деревья.
При первом взгляде на собор Николая Чудотворца - древнейшее каменное сооружение Торговой стороны - кажется, будто перед ним в позапрошлом веке было выстроено отдельное здание. На самом деле это пристройка и, увы, необъемлемая часть храма, хотя, на мой взгляд, совершенно тут неуместная.
По свидетельству летописи, собор заложил в 1113 году сын Мономаха - князь Мстислав Владимирович. Строился Никольский собор долго: службы в нем начались лишь двадцатью тремя годами спустя. Историки связывают это с бурной политической борьбой, развернувшейся в Новгороде в начале XII века. Последняя, кстати, в итоге и привела к образованию феодально-боярской вечевой республики.
Архитектурно Никола на Дворище решен более сурово и просто, чем Софийский собор Детинца. Впрочем, он и меньше по размерам. Первоначально собор был пятиглавым, а покрытие его выглядело наряднее - оно шло по волнистой линии закомар. Кроме того, собор был стройнее и выше, чем теперь, так как основание постепенно поглощается с ростом культурного слоя. Стены храма сложены из ильменского известняка, чередующегося со слоями тонкой плинфы.
Исследователи утверждают, что Никольский собор имеет много общего с Георгиевским собором Юрьева монастыря (1119 год), о котором я планирую рассказать как-нибудь позже, и церковью Благовещения на Городище (1103 год). Это дает право предполагать, что все три упомянутые сооружения могли быть возведены мастером Петром - первым русским зодчим, имя которого называют летописи.
В старину Никольский собор был популярен в купеческой и ремесленной среде, которая составляла массу разношерстной толпы, стекавшейся к лавкам Торга. Дело в том, что Николай Чудотворец считался покровителем плавающих и путешествующих, а их в древнем Новгороде всегда бывало немало.
Никольский собор соседствовал с Вечевой площадью. Справа можно видеть трехэтажное здание с двумя проездными арками, восьмигранный верх которого завершен шатром. Это строение называется Воротной башней.
Собственно, еще не так давно ее именовали Вечевой башней, или Гридницей, ошибочно полагая, что именно на ней и висел колокол, по звону которого население Новгорода собиралось на вече. Однако послевоенные исследования выявили, что автором этой постройки был Семен Ефимов, строивший о башню Кокуй и Воеводский двор в Детинце. Более того, в самом конце XVII века он занимался и возведением Гостиного двора.
Тем не менее и в самом деле где-то неподалеку от Воротной башни в республиканскую пору истории горда висел вечевой вестник и высился деревянный помост, который во время вечевых сходок занимали должностные лица, именитые сановники и бояре Господина Великого Новгорода.
Напротив башни стоит церковь Параскевы Пятницы. Ее поставили в 1207 году новгородские «заморские» купцы, то есть корпорация, торговавшая с Западной Европой. Впрочем, одноименный деревянный храм стоял тут еще с 1156 года. Посвященная покровительнице торговли, какой издавна считалась святая Параскева, церковь сильно пострадала от многочисленных пожаров. В частности, почти полностью она была разрушена огнем в 1345 году; значительной реконструкции подверглась и в XVI веке. И все же, несмотря на многочисленные перестройки, церковь начала XIII века сохранилась в достаточной мере, чтобы можно было представить ее первоначальный облик.
Своим обликом храм напоминает некоторые постройки Смоленска, Чернигова и Полоцка. У него такие же притворы с севера, юга и запада, прямоугольные боковые апсиды, пучковые угловые пилястры. По-видимому, уже в XII-XIII веках начинался процесс формирования общерусского архитектурного стиля, но он был на долгие годы задержан нашествием Золотой орды.
На заднем плане можно видеть Никольский собор с еще одного ракурса и лишний раз ужаснуться пристройками, примыкающими к храму с запада и севера, которые совершенно не вяжутся с обликом древних стен.
Чуть южнее стоит церковь Успения на Торгу, выстроенная князем Всеволодом Мстиславичем в 1135 году. Она стала последней княжеской постройкой в городе. Ее тоже много раз переделывали, особенно существенно в 1458 году, однако, сохраняя старую основу - несколько удлиненное по продольной оси шестистолпное трехнефное здание с тремя апсидами с восточной стороны. Существующий внешний облик церкви с ее гладкими стенами, практически лишенными украшений, в целом вполне характерен для древнейшего периода новгородского зодчества.
Близ Успенской церкви в 1133 году была выстроена деревянная церковь Георгия. Два столетия спустя жители Лубяницы - улицы, проходившей через Торг, - возвели одноименный каменный храм. Из-за многочисленных перестроек к XIV веку можно отнести только нижнюю часть строения. Верх, например, был построен в середине XVIII столетия.
В процессе послевоенной реставрации были раскрыты до уровня хоров первоначальные стены, внутристенная лестница, два из четырех столба высотой 4,4 метра.
По фотографии легко убедиться, что толщина культурного слоя на Торге превышает два метра.
К западу от церкви Георгия стоит недавно восстановленная из руин, известная в истории древнего Новгорода церковь Ивана на Петрятине дворе, или на Опоках. Ее возвели в 1127-1130 годах по указу все того же Всеволода Мстиславича.
Вскоре после окончания строительства князь специальной грамотой передал церковь новгородским купцам-вощаникам. Ивановская организация состояла из наиболее богатых новгородских купцов. В состав ивановского купечества входили купцы, внесшие 50 гривен серебра (а новгородская гривна весила 200 граммов!). Взнос давал им звание «пошлых», то есть потомственных, что было связано с рядом преимуществ.
При церкви Ивана на Опоках существовал купеческий суд, возглавлявшийся тысяцким и состоявший из трех старост от бояр и двух от купцов. Здесь разбирались все тяжбы по торговым делам. В церкви Ивана хранились контрольные эталоны мер - «локоть иванский» для измерения длины сукна, «гривенка рублевая» для взвешивания драгоценных металлов, «скалвы (весы) вощаные» и пр.
В 1453 году древняя церковь была разобрана, и на старых основаниях указом архиепископа Евфимия возведена новая. При ее сооружении не только были использованы фундамент и нижние части стен древней постройки, но и в известной мере повторен основной архитектурный облик старой церкви. Тем не менее, несмотря на преемственность, в облике нового храма нашли отражение и тенденции того времени к значительному сокращению масштабов строительства и упрощению архитектурных форм.
Покинув территорию Ярославова дворища и Торга, я направился вдоль древней Ильинской улицы к сердцу Славенского конца (района), где хотел взглянуть на еще два интереснейших храма. И хотя расположены те уже совсем недалеко от восточной окраины города, путь туда занял едва ли более десяти минут - современный Великий Новгород совсем невелик по размерам, особенно его Торговая сторона.
Застройка восточных кварталов сохранила в себе старые здания XIX и даже XVIII веков. Впрочем, чуть ближе к окраинам дома стоят большей частью деревянные, с садами и огородами. Даже возникает ощущение сельской местности. Таким, по воспоминаниям старожилов, и был довоенный Новгород.
Стоит сказать несколько слов про историю Славенского конца. Несмотря на окраинное положение, этот район тесно связан с древнейшим периодом истории города. Когда в X веке правобережье Волхова все еще не было заселенно, на Славенском холме (Славно), расположенном в полукилометре к юго-востоку, уже грудились избушки полулегендарного Хольмгарда - одного из трех поселков, жители которых, согласно существующей гипотезе, объединившись, и поставили Новгород - крепость на левом берегу. Вероятно, население Славно пришли в Приильменье из Южной Руси.
На небольшом холме в центре поля недалеко от границы города высится лаконичная формами, но удивительно красивая церковь Спаса Преображения на Ильине улице. Построена она была в 1374 году, вероятно, жителями Славенского конца. Ее фасады и подкупольный барабан богато украшены нишками, капризно изломанными бровками над узкими щелями окон, несимметрично расположенными вкладными и накладными крестами, полосками бегунца. Все это радикально отличает Спасо-Преображенскую церковь от более ранних новгородских культовых построек.
Тем не менее по своей конструкции этот храм столь же прост, как и все прочие сооружения Великого Новгорода. К основному кубу здания примыкает с востока всего одна апсида, купол тоже один.
В 1378 году церковь Спаса расписал знаменитый Феофан Грек, несколько лет работавший в Новгороде перед тем как уехать в Москву.
По другую сторону улицы возвышается обнесенный оградой Знаменский собор. Он уже резко отличается от древних новгородских построек. Впрочем, годы его строительства иного и не предполагают, возвели его 1682-1688 годах. Это здание представляет собою типичный памятник московского зодчества XVII века. Впрочем, иные исследователи полагают, что форма и облик строения выдержаны скорее в ярославских традициях.
Большой пятиглавый храм опоясан с трех сторон закрытыми галереями, фасады его прорезаны большими окнами, украшенными наличниками из фигурного кирпича; полукружия закомар расписаны фресками. В интерьере сохранились настенные росписи 1702 года.
Судя по найденному описанию, особый интерес представляет изображение Страшного суда на западной стене собора. Там, по преданиям, церковники приказали написать Петра I и Александра Меншикова, сгорающими в адском пламени. Впрочем, я внутрь не заглядывал, так что своими глазами росписи не видел.
Как я упоминал выше, Знаменский собор обведен оградой. Ворота в ней были построены уже новгородскими или псковскими мастерами.
На прилегающей территории продолжительное время велись археологические раскопки. В 1963 году здесь нашли книжечку из бересты. Она невелика по размерам: пять сантиметров в длину и столько же в ширину, в ней всего 12 страничек. На семи из них написана молитва. Перед текстом изображен несложный узор из переплетающихся лент, сделанный явно в подражание нарядным заставкам, украшавшим дорогие рукописные книги.
В мягком теплом свете предзакатного солнца, я прошел во двор собора. Ворота были открыты, плату за осмотр никто не требовал.
Здесь видно, что по ярославской традиции собор был усеян стенописью даже снаружи, в частности на полукружиях по верхнему карнизу. Впрочем, не знаю, как сейчас, а в то время состояние храма оставляло желать лучше.
Судя по внешнему облику, звонница, отделенная от основного здания довольно широким двором, является ровесницей собора. Отдельно ее поставили, скорее всего, из желания снизить нагрузку на стены храма.
Здесь я и завершаю свою прогулку по Торговой стороне Великого Новгорода. Позже я планирую показать более современные кварталы Софийской стороны и некоторые достопримечательности в пригородах, кроме уже показанных ранее
Витославлиц.