Среди старых фотографий Хабаровска на
одном сайте наткнулся я на два весьма заинтересовавших меня снимка гражданского аэропорта (ныне «Новый») ориентировочно 1960-х годов.
Вот самое старое из сохранившихся зданий аэровокзального комплекса. Думаю, построено оно было где-то в первой половине 1950-х годов. Позднее его использовали как международный терминал до ввода в эксплуатацию нового здания в начале 1990-х, когда терминал внутренних авиалиний перевели в новостройку, а «международников» - в освободившееся таким образом строение.
Со стороны летного поля на снимке можно видеть крытый «загончик». Судя по всему, он выполнял роль накопителя (слово-то какое противное!).
Кстати, комфортабельный аэровокзал в те далекие времена городу был необходим ничуть не меньше, чем сейчас, если даже не больше. Многие рейсы, особенно на старых поршневых машинах, выполнялись с кучей промежуточных посадок, только в дневное время и очень сильно зависели от метеоусловий. Таким образом пассажиры буквально населяли аэропорты того времени, только вот о комфорте большинству оставалось лишь мечтать…
К слову, регулярные пассажирские рейсы из Москвы в Хабаровск выполнялись и в довоенное время. В частности, в фильме «Летчики» 1935 года можно видеть отправление в Хабаровск самолета АНТ-9. Учитывая крейсерскую скорость этой машины (205 км/ч) и дальность полета в 700 км, можно предположить, что рейс занимал не менее четырех суток. Таким образом выигрыш во времени по сравнению с поездом оказывался отнюдь не таким впечатляющим, как в эру реактивной авиации, а путешествие по железной дороге явно было значительно более комфортным. Полагаю, что по воздуху тогда на Дальний Восток отправлялись не простые праздные граждане, а только особенно важные командировочные…
Так выглядело это же здание в феврале 2008 года. Никаких «загончиков» нет и в помине, в моей памяти они вообще не сохранились. Подозреваю, что их снесли после строительства старого двухэтажного терминала внутренних авиалиний.
Сейчас старый аэровокзал используется как административное здание, хотя некоторое время назад в нем располагались депутатский зал и зал ожидания для пассажиров бизнес-класса.
Красавцы Ту-114 на летном поле. Я бы датировал снимок второй половиной 1960-х годов или началом 1970-х, когда эти флагманы «Аэрофлота» выполняли регулярные рейсы между Москвой и Хабаровском.
Вообще этот самолет был для своего времени уникальным. В частности, Ту-114 являлся самым большим в мире и самым скоростным лайнером с турбовинтовыми двигателями. Самолет имел две палубы (пассажирская находилась наверху), изначально имел трехклассную компоновку, что нетипично для СССР, причем было даже четыре трехместных купе! Впрочем, эта машина не была лишена и недостатков, в итоге прослужила она до обидного недолго. Выпуск Ту-114 начался в 1961 году и всего за четыре года было произведен 31 самолет. Массовое же списание лайнера из гражданского флота произошло в 1975-76 годах, хотя в составе ВВС машина служила до 1991 года.
К моему сожалению, летать на этой птице мне не довелось… Я много раз видел Ту-114 своими глазами напротив пассажирского терминала аэропорта «Домодедово», пока бездушное руководство управляющей компании «Истлайн» не уничтожило уникальный лайнер для расширения автопарковки в августе 2006 года. Итого сейчас в мире осталось только три Ту-114, все они прикованы к земле.
Кстати, на фотографии наглядно видно, как раньше обходились без перронных автобусов (такое иногда случается в Хабаровске и в наши дни бывает так, когда лайнеры подруливают к самому аэровокзалу).
Ну а еще немного посмотреть на современный аэропорт Хабаровска при желании можно в
одном из прежних моих альбомов.