Не планировал я делать эти зарисовки, но так и быть, уступаю настойчивым просьбам одного френда. ;) Пусть это будет своего рода анонсом большого альбома аналогичной тематики, идея создать который давно уже зреет в моей голове. Итак, Пхеньян, каким он показан на страницах одноименной книги 1980 года издательства литературы на иностранных языках КНДР. Снимков тут будет очень мало, к тому же я выбирал далеко не самые интересные, приберегая все лучшее на десерт.
Надпись под фотографией гласит «Новые перспективы равнины Потонг». Кстати, современная застройка северокорейской столицы и в самом деле, на мой взгляд, издалека выглядит неплохо: очевидно, что над архитектурными проектами провели немало времени, думая об облике центра города в целом. Впрочем, при тоталитарном режиме следовать генеральному градостроительному плану, конечно, не в пример проще, чем в условиях хорошо знакомого жителям России насквозь коррумпированного чиновничьего капитализма.
«Улица в районе Чунг». О любопытных аспектах застройки столицы КНДР, когда за фасадами вытянутых линией вдоль крупных улиц современных приличного вида зданий прячутся глинобитные хижины типичных пхеньянцев, я впоследствии расскажу особо.
«Разнообразные фонтаны столицы». Судя по фотографиям и рассказам, да вообще-то и некоторому личному опыту общения, северокорейцы - мастера даже при самых скудных ресурсах получать впечатляющие результаты. В полной мере это относится и к подсветке, хотя электроэнергию в КНДР экономили и в считающиеся весьма благополучными 1980-е годы.
«Театр Мансудэ».
«Перед стадионом Моранбон». Мне кажется, что здание явно несет в себе черты советского сталинского классицизма, несмотря на национальный колорит декоративных элементов. Ну а гипсовая статуя - это и вовсе классика.
«Демонстрация в день празднования годовщины основания КНДР на площади Ким Ир Сена». В книге необычайно сильна идеологическая пропагандистская составляющая. Насколько сильна, что это часто не может не вызвать смех.
Данный снимок назван «Пхеньянский международный фестиваль идей чучхе». Для справки: чучхе - это провозглашенная Ким Ир Сеном официальная идеология КНДР, своего рода вариация марксизма-ленинизма с корейской спецификой. В очень сильно упрощенной форме ее можно свести к тезису опоры на собственные силы. Кстати, общества по изучению идей чучхе и в самом деле существовали в разных странах, включая даже Японию.
«Великий вождь президент Ким Ир Сен со школьницами». Не могут не впечатлить счастливые лица девочек и внимательные взгляды товарищей в штатском на заднем плане. По сюжету последним стоило бы благоговейно взирать на живое божество, а не внимательно и профессионально приглядывать за окрестностями.
Видимо, своего рода дошкольная военная подготовка: ребятишек готовят в национальные космические силы.
Не забыты в книге и производственные сцены. Подпись гласит: «Главный пульт Пхеньянской теплоэлектростанции». Обращают на себя внимание брюки ближайшего оператора, они ему явно не по размеру. Странно, что фотограф не поменял его местом с кем-нибудь из сидящих на заднем плане.
«Конвейер на Рьенгсонской табачной фабрике». В Северной Корее, кстати, курит подавляющая часть взрослого мужского населения.
Впрочем, рекламируется и потребительское изобилие. Я обязательно вернусь к этому вопросу позже, тем более что сценки в продуктовых отделах более интересны.
Идеологическая составляющая безоговорочно доминирует и в искусстве. Вот эпизод из революционной оперы с поэтичным названием «Море крови». Насколько я читал, в КНДР вообще поставлено только шесть опер, и все они выполнены на том же идейно-художественном уровне.
Кадры из фильма «Ан Чжун-гын стреляет в Ито Хиробуми» опять-таки революционной, согласно сопроводительному комментарию, тематики. Тут изображено состоявшееся в 1909 году убийство Ито Хиробуми - японского государственного деятеля, имевшего прямое отношение к колонизации Кореи. Для меня же это лишний повод вспомнить о том, что я давно собирался рассказать о самом русском из всех китайских городов - Харбине, основанном при строительстве КВЖД и сохранившем немало прежних зданий, типичных для русских городов начала прошлого века.