Улицы Хабаровска: вчера и сегодня

May 27, 2009 17:01

Давно я уже подумывал о таком формате альбома, где вслед за старыми фотографиями города следовали бы примерно те же ракурсы, но уже в наши дни. Наткнувшись вчера на немало любопытных снимков Хабаровска прежних лет на одном сайте, я не удержался и решил поделиться частью обнаруженных там сокровищ.



Вид набережной и городского сада к югу от Амурского утеса. Снимок, вероятно, был сделан сразу после 1916 года, насколько я могу судить по надстроенному зданию Офицерского собрания. Левее за деревьями виднеются Николаевская публичная библиотека и краеведческий музей.




Тот же прибрежный участок уже в наши дни. В здании Офицерского собрания много десятков лет находятся художественный музей и концертный зал филармонии. Бывшую библиотеку надстроили двумя этажами еще в 1956 году, и занимает этот дом местный офис вездесущей «Единой России». Старый корпус музея находится левее границы кадра, здесь видна лишь часть второго корпуса, построенного в 1970 году. Выше набережной перед домами протянулись аллеи парка им. Н.Н. Муравьева-Амурского.



Фотография Комсомольской площади со стороны входа в Центральный парк культуры и отдыха (именно он сейчас носит имя Муравьева-Амурского). Стоит обратить внимание на скульптурное изображение льва. Думаю, где-то рядом стояло и симметричное ему… Снимок, вероятно, был сделан в самом начале 1940-х, возможно, еще до войны. Как мне подсказали, виднеющаяся машина, скорее всего, является пикапом ГАЗ-М415, выпускавшимся в 1939-1941 годах. Здание управления амурского пароходства еще не переделали в стиле классицизма, и оно красуется первоначальными конструктивистскими формами. Сейчас сходу не могу вспомнить, в каком именно году надстроили еще этаж, башню и украсили фасады новыми декоративными элементами, но полагаю, что сделано это было где-то на рубеже 50-х и 60-х годов.



Современный вид. Левее управления амурского пароходства еще в начале 1980-х годов (если ничего не путаю) выросло здание Крайсовпрофа. Справа вниз уходит весьма примечательная в смысле истории и архитектуры улица Шевченко, о которой я рассказываю отдельно.



Огромное по меркам Хабаровска начала XX века здание по улице Романовской на берегу речки Плюснинки.



Сейчас это пересечение Уссурийского бульвара и улицы Комсомольской. Приятно констатировать тот факт, что дом вполне сохранил свой исторический внешний облик.



Фотография участка центральной улицы - Карла Маркса - между пересекающими ее улицами Комсомольской и Калинина. Я бы предположил, что снимок довоенный, но сделан после 1928 года (когда к гостинице «Эспланд» - это крупное здание в правой части кадра - был пристроен новый корпус коммунального дома).



Тот же участок центральной улицы Хабаровска, но уже носящий исконное дореволюционное имя Муравьева-Амурского. Фотография, правда, сделана не с запада, а с востока. Но в целом вполне узнаваемых домов тут немало.



Продолжаем движение по Карла Маркса от Амура. Снимок уже явно послевоенный, скорее всего 1950-х годов. Неоклассический жилой дом слева был возведен в 1939 году, а здание управления ДВЖД, хоть и скрытое правее границы кадра, но почти осязаемое благодаря тротуарам, - в 1941 году. Верхняя временная граница кадра совершенно точно фиксируется 1960-ми, когда был построен дом, примыкающий справа к упомянутому неоклассическому. О нижней можно судить по пустой нише в угловой части дома, где изначально красовалась статуя Сталина, низвергнутая после XX съезда, то есть в 1956 году.



Современное состояние рассмотренного выше квартала. Любопытно отметить, что звезда (явно красного цвета) в нише верхнего этажа отчетливо видна только на старой фотографии.



Я идентифицировал на этом снимке середину того же квартала, но в более ранние времена - перед самой революцией, судя по обилию каменных строений на Тихменевской (будущей улице Серышева), идущей на заднем плане. Откровенно говоря, меня тут больше всего заинтересовало мощение тротуара. Тут оно деревянное, между тем кое-где, например на улице Шевченко, в дореволюционные времена тротуары были выложены кирпичом. Под многочисленными же слоями асфальта, полагаю, такое мощение в центре города не такая уж и редкость…



Все здания по улице Муравьева-Амурского, фигурирующие на предыдущей фотографии, бесследно утрачены. Сейчас на их месте стоит построенный в 1960-х годах дом, на первом этаже которого разместился один из старейших в городе ювелирных магазинов «Алмаз», а под крышей находились художественные мастерские.



Снимок первой половины 1930-х годов, я бы даже предположил, что он был ориентировочно сделан между 1931 и 1933 годами. На нем фигурируют Дом Советов (ближнее здание слева), строительство которого завершилось в 1930 году, дальше в середине кадра виден Дальбанк, построенный годом ранее, а за ним следует доходный дом Архипова, ныне известный как ЦУМ. Легко заметить, что фасад последнего здания еще украшают барочные эркеры, уничтоженный в ходе так называемой реконструкции (сопровождаемой надстройкой еще одного этажа) того же десятилетия. Сделано это было с целью вычленить инородный в констрактивистском окружении барочный объем, уничтожив «чуждый» декор. До конца 1990-х ЦУМ был весьма унылым зданием, однако незадолго до наступления нового тысячелетия облик здания опять поменялся. К сожалению, прежний вид ему не вернули до сих пор, хотя внешне дом изрядно выиграл. Впрочем, история этого здания, одно время даже называемого горожанами дворцом, достаточно интересна, чтобы я потом вернулся к ней в рамках отдельного альбома.



Тот же ракурс, но в наши дни. Видно, как изменился облик дома Архипова. В двух других же зданиях, к счастью, даже оконные рамы сохранились если не те же самые, то во всяком случае весьма похожие, если не считать эркера лестницы на фасаде Дальбанка.



Здесь изображено правое крыло Дома Советов - дом съезда Советов, вскоре после строительства переделанный под крупнейший в городе (думаю, он все еще сохраняет этот титул) кинотеатр «Гигант». Думаю, датировать этот кадр можно ноябрем 1932 года, отталкиваясь от того, что на траспоранте речь идет о 15-летии Октябрьской революции. В любом случае эта часть здания была построена в 1930 году.



Фактически то же место, только чуть более крупным планом. Тут видно, что вход в «Гигант» и кассы всегда располагались не на главной улице города, а сбоку - на Запарина. Снимок, полагаю, можно датировать 1930-ми годами.



Так сейчас выглядит Дом Советов. Правую его часть по-прежнему занимает кинотеатр, а в левой находится Краевая дума. Легко заметить отличия во внешнем виде «Гиганта», объясняемые расширением его в 1970-х годах.



Вид в противоположную сторону от фасада «Гиганта». Вдалеке уже можно различить площадь Ленина. Справа приковывает к себе внимание здание Дальлеспрома. Впрочем, его чаще знают под именем дома Главдальстроя. Возвели его в 1938 году. Я бы предположил, что снимок был сделан после войны или даже в начале 1950-х. Однако возможная нижняя граница - самый конец 30-х. Стоит обратить внимание на непривычное ограждение газонов.



Хоть данная фотография была сделана мною с противоположной стороны Муравьева-Амурского, узнать кварталы, показанные на снимке выше, думаю, легко.



О-о, это интереснейший кадр 1931 года - окончание строительства Дома коммуны, что и позволило с легкостью идентифицировать время. Именно между Домом коммуны и Дальбанком был «зажат» ЦУМ, после чего последний и «обтесали» в духе квази-конструктивизма. Кстати, о конструктивизме. Бросается в глаза строгость оформления даже парадного фасада новостройки, выходящего на улицу Карла Маркса. Впрочем, не менее строг объем его клубной части, вытянутой вдоль уходящей вниз улицы Дзержинского.



А вот эта же часть здания, но в 2008 году. Впрочем, клуб изменился не только внешне, в 1959-1960 гг. заключенный в скорлупу классицизма, но и внутренне - уже долгое время (с 1945 года) там находится драматический театр.



Основной фасад Дома коммуны. Судя по ограждению газонов, снимок послевоенный. В любом случае он был сделан не ранее 1933 года, когда строгость «высокого» конструктивизма смягчили балкончиками родом явно из раннего классицизма, а также разного рода поясами в оформлении стен и оконных проемов.



Современный вид здания. Как и дом Архипова, оно заслуживает и обязательно дождется отдельного подробного рассказа.



Площадь Ленина. Фотография явно была сделана в период с 1958 по 1963 год. На нижнюю временную границу кадра указывает реконструкция площади к празднованию столетия Хабаровска, а на верхнюю - отсутствие здания гостиницы «Центральной», построенной в 1964 году. Я бы даже предположил, что кадр датируется самым концом 50-х.



Почти тот же вид, но в наши дни. Бывшая почтово-телеграфная контора, фигурировавшая кадром выше, здесь скрыта за декоративным левым крылом из серого мрамора правительства Хабаровского края. Слева же можно видеть упомянутое здание гостиницы. А вообще весьма подробно об истории площади Ленина я уже писал здесь.



Перекресток улиц Карла Маркса и Гайдара (не знаю точно, как она называлась в то время), в центре кадра - жилой дом, известный хабаровчанам как дом со львами. Построен он был во второй половине 1930-х годов, а виднеющееся дальше по улице управление пожарной охраны - в 1930-1931 гг. Полагаю, что снимок был сделан сразу после окончания строительства первого дома, однако не раньше 1938 года, когда начался выпуск автобусов ЗИС-16. Слева виднеется деревянный забор, не то оставшийся от строителей, не то являющийся оградой сада работников полиграфии, позднее превращенного в парк им. Гайдара.



Упомянутые дома практически не изменились, разве что дворовые статуи разрушены, ну да с улицы этого все равно не видно…



Первый, как видно, еще деревянный, вокзал Хабаровска. Он был построен в 1891 году, когда в город пришла Уссурийская железная дорога, в то время связывавшая город не только с Приморьем, но и с западом страны. Хотя это здание простояло до 1926 года, кадр явно датируется еще дореволюционным периодом.



Второй вокзал, уже каменный. Первая его очередь была сдана в 1926 году, а вторая - девятью годами спустя. Любопытно, что проект выдержан в псевдорусском стиле, вовсе не присущем той эпохе. Открывается ларчик предельно просто - строители воспользовались чертежами 1910 года. Ну а фотография, как я полагаю, была сделана в начале 1960-х годов.



Это существующее здание железнодорожного вокзала. В его основе лежит весьма уродливый вокзал функционалистского толка, построенный в 1960-х годах, на месте снесенного первого каменного. В первой половине 2000-х его перестроили с использованием имеющихся капитальных стен, при этом интерьеры и внешний вид полностью преобразились.



Бросается в глаза, сколь близок по стилю новый вокзал к первому каменному, хотя отделка, конечно, попроще.



Вот, кстати, примерно такой же ракурс.



Тут чуть выглядывает на Привокзальную площадь прижелезнодорожный почтамт, выдержанный в едином стиле с вокзалом 1926-1935 годов.



Завершить альбом хочу этой редкой фотографией. В своем рассказе об экспозиции межвоенного периода музея истории ДВО, я упоминал, что в Хабаровске находилась крупная база гидросамолетов. Полагаю, что тут запечатлена именно она. Как мне подсказали, база находилась недалеко от современной площади Славы, а фигурирующие на заднем плане машины - самолеты МР-1. Несмотря на свои невыдающиеся характеристики, они принадлежали к весьма массовому семейству машин на основе разведчика Р-1 и принимали участие в военных действиях конфликта на КВЖД, выполняя роль штурмовиков в Суньгарийской операции в октябре 1929 года. В ОКДВО было лишь одно подразделение, имевшее на вооружении МР-1 в количестве восьми штук - 68-й авиаотряд, созданный в 1928 году. Упомянутые машины сняли с вооружения в 1932 году, что легко позволяет судить о возрасте фотографии.

На этом пока все. Как и обещал по итогам голосования, пора бы вернуться к теме старушки-Европы, о чем, вероятно, и будет мой следующий альбом.

Хабаровск, Дальний Восток, история

Previous post Next post
Up