Комсомольск-на-Амуре в мемуарах Анатолия Равиковича

Feb 20, 2009 16:43




Коль эта тема вызвала в свое время определенный интерес, продолжу-ка я публиковать отдельные фрагменты из автобиографической книги замечательного актера Анатолия Равиковича (напомню на всякий случай, что он сыграл чудоковатого Хоботова в «Покровских воротах») «Негероический герой». На этот раз я хочу рассказать, каким он помнит Комсомольск-на-Амуре - город, в котором и началась актерская карьера Равиковича после окончания ЛГИТМиК.




Ни в один театр я не пошел показываться: был уверен - не возьмут. И к нам на экзамены никто не ходил. Так что дальнейшая дорога была у меня ясна - в провинцию. Меня это не огорчало, хотелось самостоятельной жизни, новых впечатлений, новых людей. А тут как раз понаехали «купцы» - главные режиссеры и директора провинциальных театров слетались к концу учебного года и зазывали к себе. Помню, были предложения из Петрозаводска, Пскова, Новгорода и Комсомольска-на-Амуре. «Если уж ехать, так ехать далеко», - решили мы и подписали свой первый контракт с главным режиссером театра в Комсомольске Евгением Николаевичем Беловым. Мы - это я, моя жена Лена Добросердова (мы поженились еще в институте) и мой друг Слава Попов. Все мы были с одного курса. О, как умеют уговаривать театральные начальники, когда им нужно! Перед нами была нарисована красочная картина будущей счастливой жизни трех молодых, талантливых специалистов в солнечном городе Комсомольске. В отдельных квартирах с окнами на Амур-батюшку, с магазинами, полными икры, балыков, китайских фруктов! При этом ни слова о том, что они выпускают по десять-двенадцать премьер в год и что у театра нет своего помещения, и они играют в ДК. Нет, нет, все чудесно, интересно, романтично - надо, надо ехать! Тем более, приятно удивили довольно большие подъемные - мы таких денег и не видали никогда. И бесплатные билеты. Вообще-то, сам по себе главреж Белов был довольно хороший мужик, а лукавить его заставляла нужда. Театр погибал без молодых артистов, они были нужны ему, как воздух. А их не было, потому что никто из Москвы и Ленинграда не хотел ехать на край земли в маленький город с лютыми морозами и жителями, понятия не имеющими, что значит «пойти в театр». Вот он и обещал горы золотые, а мы ему поверили и, переполненные радостными ожиданиями встречи со своим первым в жизни театром, первой ролью, первым успехом, сели в поезд и поехали навстречу своей судьбе.
С тех пор прошло пятьдесят лет, и я ни о чем не жалею.
И вот мы едем. Нам предстоит пересечь в поезде одну шестую часть суши, провести в купе девять дней и ночей, увидеть то, чего мы раньше никогда не видели. Замечательное путешествие на халяву!
Поезд был почтовый. Мы останавливались на каждом полустанке, и часто, когда состав шел медленно, спрыгивали в каком-нибудь диком, казавшемся необитаемым месте, бежали рядом с вагоном, рвали цветы, вдыхая аромат жаркого лета, и снова вскакивали на подножку. На станциях тетки встречали поезд с тарелками щей-борщей, вареной картошкой с укропом и огурцами, пирожками с мясом и капустой, ягодами, вяленой рыбой. А проезжая Байкал, мы попробовали знаменитых омулей, оказалось, что это просто селедка, правда, вкусная.
В Хабаровске у нас была пересадка. Мы были в пути уже восемь суток, и еще через сутки езды рано утром оказались в Комсомольске.



Поезд остановился, и мы с волнением разглядывали в окно наш новый город. Небольшой вокзал, платформа с встречающими поезд людьми - все как везде. На площади стоял старый, разбитый ПАЗ - небольшой автобус, выпускаемый в Павлове, знаменитый тем, что после него даже езда в танке кажется приятной.
Ехали мы довольно долго. Улицы сменялись пустырями, и казалось, что город кончился, потом вдруг снова появлялись дома и так же резко заканчивались, переходя в новый пустырь, поросший бурьяном и мелким кустарником. Такая планировка была у этого города. Когда он задумывался в тридцатых годах, архитекторы подошли революционно к застройке «города на заре» и решили начинать не с центра, а с окраин. Чтобы постепенно соединиться в центре. А получилась какая-то ерунда. Три района - три окраины - никак не могли встретиться, разделенные огромными пустырями и доставлявшие страшные неудобства жителям. Попробуйте-ка зимой в сорокаградусные морозы добраться по занесенным снегом дорогам на работу или домой. В самом центре же была одна жилая улица, стояло несколько административных зданий и Дворец культуры, где и находился на правах съемщика театр. Город стоял на ровной, как стол, площадке и насквозь продувался ветрами. И летом, и зимой. Ветер надоедал, иссушал, пронизывал до костей. Даже летом. И хотя город находился на одной широте с Киевом, в Амуре никто никогда не купался. Холодно. В июне на сопках на той стороне Амура еще лежал снег. Сам Амур был черен и неприветлив, как и сопки, окружавшие его. Правда, в конце июня, когда цвел багульник, сопки становились сиреневыми, как кальсоны на картине Олега Целкова.



Следует отметить, что я уже пару раз рассказывал о Комсомольске-на-Амуре (сначала был основной альбом, затем дополнительный). Относительно городской планировки я ничего не могу ни отнять, ни прибавить, по большому счету так оно и есть, хотя пустыри с тех пор, конечно, изрядно уменьшились, а застроенных улиц прибавилось. Удивило то, что, по словам Анатолия Равиковича, в Амуре никто не купался. Я лично летом плавал в этой великой дальневосточной реке и в более северных широтах - недалеко от устья. Да и снег, лежащий в июне на невысоких сопках напротив города, вызывает некоторое недоумение. В мае снег еще выпадает иногда (но не задерживается на земле), но чтобы летом… В общем, то ли годы с 1958 по 1961 там были очень холодные, то ли автор слегка сгустил краски.
Этот свой альбом кроме фотографий ролей Анатолия Равиковича, сыгранных им в Комсомольске-на-Амуре, я иллюстрирую своими снимками этого города, не вошедшими в ранее упомянутые зарисовки (мне не хотелось помещать туда мрачноватые кадры).



Начались тяжелые будни маленького провинциального театра с восемью премьерами в сезон, не считая двух детских спектаклей. Нас завалили работой. Чего я только не сыграл за эти три года в Комсомольске! Гоголя, Островского, Сухово-Кобылина, Толстого из русской классики. Весь репертуар Москвы и Ленинграда. Лопе де Вега, Бальзака, Шекспира, Мольера и черт те каких иностранных авторов, никогда не слышанных и не виданных. Играли даже одну японскую пьесу «Праздник фонарей» - про Хиросиму.
Немудрено, что ставили так много. Спектакль шел максимум один месяц. Немногочисленная публика, та, что хоть как-то интересовалась театром, вся, до последнего человека, успевала за этот неполный месяц посмотреть спектакль и ждала следующего. Публика - в основном приезжие молодые специалисты: врачи, инженеры, учителя и молодые офицеры, недавние выпускники ленинградских военно-морских училищ. В городе был завод, выпускающий подводные лодки. Другой публики не было. И театр здесь, в этом рабочем городе, говоря откровенно, был совершенно не нужен.
Остальные жители этого города ходили в театр только в том случае, если в буфете продавали пиво. Пиво в городе бывало редко, и за ним гонялись. Человек покупал билет в театр, стоимостью равный бутылке пива и, не заходя в зрительный зал, как был с работы в ватнике и сапогах, шел в буфет, набирал пару авосек пива и счастливый шел домой. В такие пивные дни у нас был аншлаг, все билеты были проданы, а в зале - никого. Подстать городу была и труппа. Никто из мало-мальски приличных артистов сюда не заглядывал. Это было последнее пристанище неудачников, забубенных пьяниц, состарившихся актрис или участников самодеятельности, желающих стать артистами. Каждый сезон труппа наполовину обновлялась - выгоняли за пьянство. Делали это с тяжелым сердцем, вынужденно, ибо артистов катастрофически не хватало. Но что делать, если человек каждый месяц впадает в тяжелый запой. И вот каждый год, расставаясь с прежними пьяницами, Белов ездил в Москву и привозил с актерской биржи новых пьяниц. Для них это было последней надеждой удержаться в профессии. Дальше Комсомольска жизни уже не было. Финиш. Был, правда, в Союзе еще один «город последней надежды» - Рубцовск на Алтае.



Любопытно отметить, что в последние десятилетия Комсомольск-на-Амуре заработал совсем иную театральную репутацию. В частности, именно оттуда вышел известный театр КНАМ, с успехом гастролирующий в том числе и за пределами России. Правда, это уже, скажем так, авангард. Меня как-то занесло на его авторскую постановку «Мама», и то был второй в моей жизни случай, когда я покидал зал, даже не дождавшись антракта. Однако прекрасно отдаю себе отчет в том, что мое мнение не является единственно верным, а мои вкусы - идеальными.



Наступала зима. В октябре уже было полно снега, а ветер стал еще злее. По примеру старожилов мы стали запасаться продуктами на зиму. Закупили на троих двести килограммов картошки и засыпали их в два огромных мешка. Один - побольше - был наш с Леной, второй - поменьше - Славин. Стояли они в прихожей, заняв почти все место. В прихожей было холодно, и картошка благополучно достояла до самой весны. Еще мы наквасили два ведра капусты и держали их за окном, подвешенными на веревке. Зимой, говорили нам, овощей в городе не бывает. Во-первых, их мало производят, во-вторых, их негде хранить при таких морозах. Зимой в магазинах бывает только мороженая рыба, консервы, крупы и китайские яблоки, невкусные, с очень твердой кожурой. Мясо - очень редко и уходит налево. Помню, первый поклонник, который у меня появился и чем я чрезвычайно гордился, был мясником в магазине. Как-то он предложил мне мясо. Вечером, под закрытие, как он велел, я помчался к черту на кулички на другой конец города в магазин, где он работал, и, зайдя с черного хода, получил от него целую, не разрубленную козью тушу. Она весила килограммов двадцать-двадцать пять. Что с ней делать? Как ее везти домой? В автобус с ней садиться нельзя, меня заберут.
- Коля, - говорю, - что же ты ее не разрубил?
- Да так же удобней нести, - удивился Коля. - На плечо положил и пошел. У меня все так носят.
Вспомнив, что дареному коню в зубы не смотрят, я поблагодарил его, взял тушу и пошел восвояси. Шел пешком до самого дома.
А еще была красная икра. На рынке у нанайцев можно было купить пол литровую банку самодельной икры горбуши или кеты за десятку. Но мы не решались. Глядя на них, на ум приходили мысли обо всех инфекционных болезнях, что мы знали. Начиная с туберкулеза, он был у каждого второго нанайца. Они постоянно кашляли, плевали куда придется и все поголовно, и мужчины и женщины, курили трубки. Про них ходило много анекдотов. Например, такой: «Нанайка идет по берегу Амура и тянет за веревку лодку против течения. А в лодке сидит муж и курит трубку.
- Эй, - кричат ему, - что ж у тебя жена надрывается? Помог бы.
- Да-а-а, - отвечает нанаец, - если я буду лодку тащить, кто о жизни думать будет?»

На такой лирической ноте завершаю литературное путешествие в город Юности середины прошлого века. К сожалению, Анатолий Равикович ничего не написал о моем родном Хабаровске, хотя бывал здесь неоднократно. Зато есть описание путешествия по Амуру и поездки в Биробиджан. Если это будет интересно, могу попозже процитировать и эти отрывки из книги.

Комсомольск-на-Амуре, книжная полка, театральная площадь, Дальний Восток

Previous post Next post
Up