Собственно говоря, собрался наконец с мыслями (и силами), дабы набросать небольшой :) отчет от команды
Valhalla - о том, что осталось за кадром. Живительное влияние оказали периодические пинки участников этого негодяйства марафона, которым, само собой, оченно хотелось бы, чтобы мучения подвиг всех вместе и каждого в отдельности был увековечен хотя бы вот так.
Отметили последний отснятый кадр групповым фото:)
Введение
Итак, предыстория. Участвовать или нет - вопрос даже не стоял. Благополучно выторговав у автора продление игры на неделю (ибо у нас, да и у некоторых других потенциальных участников этого пиршества (с)
Woozie первая неделя выпадала из-за первого этапа
Baltic Fight), взамен
Никите было дано торжественное обещание финишировать. Соответственно, подготовка и сбор
команды начались за месяц до самой игры. Что такое
Метро, лично я до этого в лучшем случае слышал, но толком ничего не знал. В рамках ознакомления с темой были прочитаны первые два тома (тут же обозначилась программа минимум - войти в десятку, чтобы прочитать продолжение уже в напечатанном виде) и пройдена одноименная игра.
Как и предполагалось, когда настал час X, свежеполученные задания были задвинуты в дальний ящик до лучших времен. Первый сбор для обсуждения состоялся только 27го числа (во вторник) - когда иные соперники уже начали заливать работы. Креативная коллегия в составе
Феликса,
Макса,
Кати,
Миши и
меня, проспорив весь вечер, пришла к консенсусу по трём заданиям. Собственно, вариантов решения было два - либо идти по пути наименьшего сопротивления - максимум один человек в кадре, тщательно проработанный образ, атмосферный фон, что, собственно, по реализации проще всего и, как правило, при некоторых минимальных усилиях гарантированно получает высокий балл... Либо организовать себе на жо.... лишний геморрой и попытаться взять масштабом - что в разы сложнее, ибо выдержать атмосферу с панорамной съемкой группы людей сто крат трудней - как не старайся, обязательно в кадре окажется досадный пустячок в виде анахронизма или неуместная ухмылка, которая наверняка привлечет нездоровое внимание судей и не самым лучшим образом скажется на итоговой оценке. В итоге сошлись на том, что "мы не ищем легких путей" и пошли по второму.
На первое задание, "
Начало", долго не могли придти к единому мнению - я так и норовил подсунуть идею, позаимствованную из игры - унылая реальность современности в контрасте с великолепием доапокалиптических пейзажей - была мысль развесить на стенах каморки (или импровизированного блок-боста) пожелтевшие фотокарточки с видами городов до катаклизма. Этот вариант был раскритикован как баян и явная калька. И вот тут мы, к счастью не просчитались, ибо
постановка на похожую тему от
Кукольного театра в конечном счете оказалась вне конкуренции. В итоге утвердили идею
Макса воссоздать зарисовку из жизни метро: в похожем на станцию помещении развернуть подобие палаточного городка и населить его разнообразными персонажами, занимающимися своими повседневными делами. Не в последнюю очередь сыграл тот факт, что на игре с таким количеством участников (более 120 на момент старта), никто из судей не будет тратить время на то, чтобы попытаться вникнуть в суть супер-гениальной идеи, брать нужно чисто зрелищностью.
На задание номер два, "
Отрицание", перебрали просто нереальное количество идей, но в итоге все согласились-таки с предложенным мной вариантом обыграть обмен креста на патроны. Честно говоря, опасались, что похожих работ будет много, но к счастью получилось с точностью до наоборот.
Что снимать на третье, четвертое и шестое, так и не смогли решить - все выдвинутые идеи были либо сложно реализуемыми, либо не отвечали однозначно на поставленный в задании вопрос. Цензуру прошёл только вариант фото на "
Депрессию", пятое по счету задание - Миша сразу предложил обыграть ситуацию с выходом из метро, когда выход вроде бы есть, но без костылей типа баллона и противогаза на поверхность выбраться все равно невозможно. Хотя, честно говоря, я изначально был скептически настроен и все норовил подсунуть вариант с зажатым в тупике бойцом, расстрелявшим все патроны и перед неминуемой смертью запустившим таймер на бомбе.
Начало
Второй этап обсуждения, плавно переходящий непосредственно в съемку был запланирован (и к счастью все-таки состоялся) только в субботу - спустя четыре дня после того, как придумали первые три фотографии. Пожалуй, по времени, убитому за одни сутки на один кадр это был явный рекорд - по крайней мере для меня. От момента, когда я открыл дверь первому участнику марафона до того, как вернулся домой прошло... 14 часов. Впрочем, учитывая обычный для среднестатистической ФО в нашем исполнении пофигизм, ничего удивительного в этом нет. Пока собирались, пока думали что и где снимать, пока раскачивались, пока ездили туда-сюда, добывали реквизит, искали людей для массовки и пытались как-то организоваться, прошло, пожалуй часа четыре. Что характерно, предполагаемый состав участников за время сборов успел измениться чуть менее, чем полностью. Вышло так, что в собравшейся на локации компании половина с фотоохотой была знакома в лучшем случае понаслышке, еще часть эпизодически участвовала, но "давно и неправда", зато собралось аж четыре фотографа.
Итак, собственно, съемка. Начать решили с самого масштабного - с задания №1:
"Весь мир лежит в руинах. Человечество почти полностью уничтожено. Крупные города стерты с лица Земли, о мелких ничего не известно. Остатки человечества коротают последние дни в бункерах и бомбоубежищах, некоторым удалось спастись в самых больших из них - в Метро. Его станции превратились в города-государства, а в туннелях царит тьма..."
Лично я, всерьез сомневаясь в наших силах воссоздать участок метро в нужном масштабе в совершенно пустом помещении был за то, чтобы снимать в катакомбах под бастионом Скооне - по моим соображениям бесконечно длинные прямые тоннели со сводчатыми потолками, висящими кое-где массивными лампочками и широкими двухъярусными полками по обе стороны (которые чудесным образом могли сойти за нары) подходили просто идеально. Мечта лентяя - минимум усилий и поляна готова. Увы,
Макс мои надежды разбил в пух и прах: несколько сот метров от платной (таки центр города) парковки, крутой спуск, отсутствие места для студийного света, невозможность протащить генератор. Словом, малой кровью отделаться не удалось - пришлось ехать в Лаагри - в бункер КП 14ой дивизии ПВО "
Анод".
Дурдом на выезде. День первый.
Ближе к вечеру - когда уже начало темнеть, мы все-таки собрались перед единственным не заваленным входом в бункер, сползали на разведку, определились с местом съемки. Чтобы особо не мудрить и хватило катушки с проводами, метро решили строить в первом же зале.
Девственно пустой бункер до нашего приезда выглядел примерно вот так.
Учитывая несколько затрудненный доступ на локацию, наверное битый час потратили, чтобы перетащить все содержимое багажников в организованный на скорую руку рядом со съемочной площадкой склад.
Собственно, вход. Через дыру и по обычной лестнице - как в подъезде, два этажа под землю.
И вот здесь-то, собственно, началось самое интересное. Реквизит передислоцирован, проводами все опутано вдоль и поперек, моноблоки установлены, Осталось дело за малым - завести генератор и радоваться жизни в теплом и светлом подземелье. Но не тут-то было. Адская машина проработала секунд тридцать и отрубилась. Вот в этот момент у нас, признаться, упало. Мы, значится, все такие красивые камуфляжно-постапокалиптические, в количестве девяти человек, пробегав пол дня чтобы дойти до этой самой точки - обломались, не успев даже начать. Пол часа плясок с бубнами, сигаретами и фотоаппаратами вокруг враждебного агрегата ни дали вообще никаких результатов.
Попытки задергать злобный девайс до изнеможения не увенчались успехом.
В результате попыток отремонтировать механизм путем подергивания и выкручивания всевозможных рычагов и переключателей, совет знатоков пришел к выводу, что виновата свеча. Ну, по-любому же, свечи всегда во всем виноваты? Само собой, ни в одной из четырех машинных свечного ключа не оказалось. К счастью, вовремя вспомнили про
Феликса, который ненадолго отлучился и должен был вот-вот пополнить нашу быстро мрачнеющую компанию. К счастью, он не только согласился выполнить квест на свечной ключ, но и блестяще справился с этой задачей!
С помощью этого чудо-устройства назначенный между делом главным специалистом по генераторам
Паша взялся выкручивать и прочищать свечу. Все, у кого были при себе камеры (ага, все четыре человека) со своей стороны пытались помочь - размахивая оными у Паши перед носом и периодически ослепляя его вспышками. У кого не оказалось с собой камеры просто сверлили подлое устройство взглядами - в тщетных попытках его загипнотизировать.
Фотографы "помогают" чинить генератор.
Вот здесь, кстати, сокрыт второй эпик фэил субботнего вечера - пока мы страдали фигней и ждали, что все-таки появится свет, подготовка непосредственно к съемке стояла. Реквизит покрывался пылью и потихоньку отсыревал (умудрились выбрать единственное помещение, где постоянно капало с потолка), мы откровенно скучали, а дело никак не двигалось. С другой стороны, шансы, что все-таки удастся вернуть генератор в строй были невелики, а фонариков у нас было ровно в два раза меньше, чем людей.
Художественно оформленный портал в подземелье.
Ежели меня не подводит память, около 22:00 было окончательно установлено, все дело в свече и если мы хотим хоть что-то все-таки сделать, нужно срочно раздобыть точно такую же. Варианты скрутить с одной из машин решили все-таки не рассматривать - ибо не хватало нам в довесок еще машину до кучи потерять. Естественно, предположили, что уж на Статоиле-то они должны быть по-любому...
Феликс вызвался добровольцем и мы с ним полетели поближе к цивилизации выполнять второй квест. Забегая вперед, скажу, что ни на Статоиле, ни на Лукоиле, ни в супермаркетах свечи не продают. А все остальное в в субботний вечером давным давно закрыто. Но это я сейчас такой умный, а в тот момент рыли землю, чтобы найти и купить.
Пока мы носились по городу в поисках нужной нам свечки, оставшиеся у бункера потихоньку мерзли, голодали и морально разлагались. Сам, увы, не видел, но судя по всему, жгли костры, материли генератор. вспоминали меня разными нехорошими словами и пугали редких зевак гладко выбритой серой кожей.
Моральное разложение команды на фоне затянувшегося энергетического кризиса.
Немного развлек один эпизод - не успели добраться до первого Статика, как мне позвонили и сообщили, что вот только что нашлась свечка (вот два часа мучились - не находилась, а тут вдруг нашлась), но прежде, чем ее вставлять, надо бы сравнить с образцом, который мы утащили с собой (ну естественно). Признаться, у меня упало. Мой извращенный ум быстро сложил логическую цепочку "ключи от машины отдал-сам уехал-свеча нашлась" и дальше квест выполнялся в состоянии глубокой задумчивости.
Короче говоря, промотавшись почти час по городу, вернулись мы не солоно хлебавши. Не знаю кто как, а я так ощущая себя законченным лузером. "Съемка" первого кадра на тот момент продолжалась уже 10 часов, а мы даже декорации ставить не начинали. А самое пикантное было то, что когда мы телефонировали о провале порученной миссии,
Макс начал сворачивать свет и потихоньку эвакуировать аппаратуру из бункера - дабы потихоньку перемещаться в сторону дома.
Павел vs генератор. 1:0!!! Враждебная техника капитулировала.
Но нет тут-то было! Не прошло и пяти минут после нашего приезда, в течение которых мы впадали в грех уныния и обсуждали, какого размера болт и с какой стороны лучше положить на всю эту фотоохоту, Паша путем мистических манипуляций умудрился оживить агрегат. Гм... Как бы это описать? Гоголь. Ревизор. Немая сцена. Те же и гИенаратор. Оно завелось!
С одной стороны, всем очень, очень сильно хотелось положить на все с пробором и разъехаться по домам, но это был бы чертовски обидный вариант. Словом, посовещавшись, решили вернуться под землю и снять все-таки этот кадр. Достаточно быстро поставили свет, подключили к генератору и сразу стало как-то веселей.
Работа пошла: на стену наваяли ВДНХ, фон трансформировали в палатку.
Задача была - создать иллюзию, что это место реально обитаемо. Со всех ближайших помещений собирали разнообразный хлам - ящики, коробки, покрышки, кирпичи, бронированные пластины и вообще все, что могло как-то пригодиться в строительстве. Найденное комбинировали, чтобы как-то благоустроить "жилище".
Усилиями
Макса покрышки превращаются... превращаются покрышки... в живописный стол.
Пару часов убили на дизайн интерьера, с периодическими рокировками разных объектов - чтобы все было органично, на своих местах и по феншую. В конце концов сами стали похожи на потомственных обитателей Метро - грязные, чумазые, уставшие и злые. Словом - настоящие бесовские бункероиды. Эпитет "бесовский" в ходе съемок прочно вошёл в обиход. Бесовским было все вокруг - камуфляж, бункер, позаимствованные у страйкбольщиков стволы и т.п.
Станция ВДНХ, год 2033 - в одном отдельном взятом подземелье недалеко от Таллина.
Наконец, в районе часа ночи, наступил торжественный момент - все рассредоточились по облюбованным местам,
Миша начал пристреливаться и регулировать свет. Кстати, в этот момент обнаружилось, что арендованный дымогенератор использовать не удастся, ибо после каждого срабатывания сгущался такой туман, что уже на расстоянии вытянутой руки видимость падала до нуля. А жаль - если бы в канавах между плитами пола плескалась зеленоватая дымка - как оно изначально планировалось, общая атмосфера от этого только выиграла бы.
Один из "пристрелочных" кадров.
Так вот, не успели мы толком пристреляться, как произошло непоправимое - доносившийся сверху гул резко оборвался, и мы оказались в полной темноте. Генератор приказал долго жить во второй раз - на самом, так сказать, интересном месте. Ясное дело, все присутствующие ОЧЕНЬ воодушевились. Собственно говоря, произошло то, чего в принципе опасались с самого начала - закончился бензин. Пока мы ровно сидели на своих местах в полной темноте и мечтали о куреве (сигареты к тому моменту у всех давно закончились), о цивилизации, душе и тёплой постели, аварийная бригада в лице
Павла и
Миши и
Сергея пыталась воскресить агрегат. Вообще, тут отдельно нужно отметить героизм
Сергея, который все то время, что мы были под землей, провёл на поверхности - доблестно охранял от случайных людей машины, хабар и генератор. А люди-то кстати говоря, периодически показывались - либо местная молодежь гоповатой наружности, либо ищущие уединения парочки, словом - было кому на происходящее подивиться (особенно, когда мы все кучковались на поверхности). Самое пожалуй близкое определение того, что они наблюдали, это "alien activity" - был такой термин в одной славной старой игрушке:)
Тушка какой-то подземной нечисти. Возможно детёныш Темных.
Вообще, пока мы ждали возвращения света, лично мне было оченно неудобно перед
Лией и ее гостем из Кохтла-Ярве (приехавшим на денек посмотреть на Таллинский глОмур) - по сути обманом затащили в непонятное подземелье (часика на полтора), да еще лишили возможности дезертировать - раньше времени уезжать никто вроде не собирался.
Наконец, пришли новости с поверхности, но неутешительные - генератор оживает, работает 20-30 секунд, потом происходит детонация топлива - и довольно громко, кстати говоря, происходит - и он опять умирает. Поскольку этого времени вполне хватало, чтобы сделать 1-2 кадра, за неимением других вариантов, решили так и продолжать. Откровенно говоря, съемка в таких условиях - удовольствие ниже среднего. Свет мерцает, постепенно разгорается, жмешь на кнопку - все снова погружается в темноту.
Еще один вариант зачетного фото. Забраковали, ибо декорации остались за кадром.
Пока ползал по канаве, экспериментируя с ракурсами, умудрился провалиться в лужу, о существовании которой до этого даже не подозревал. Проблема в том, что после пристрелки, когда разожгли костёр, права на ошибку уже не было - ресурс был на 5-6 кадров, потом хворост иссяк, а помещение задымилось. Так или иначе, но первое задание мы все-таки отсняли - дойдя попутно до ручки и чуть не передравшись в процессе. Всем, кто это пережил, нужно ставить памятник. Нерукотворный:)
Результат всех вышеописанных мучений. 9,12 из 10 на судействе.
Интересно, оно того вообще стоило?
Отрицание
Собрались с силами продолжить съемку только во вторник. Вечер понедельника ушёл на подготовку и поиск реквизита.
Лена умудрилась сшить облачение монаха - рясу, кушак, шапочку и сделать из подручных материалов довольно-таки внушительный золотой крест, с расстояния совершенно неотличимый от настоящего. Главной проблемой оставались патроны - как оказалось, найти что-то подобное сложнее всего. К счастью, согласился помочь
Андрей - он кстати вспомнил про знакомство в тире, где в итоге удалось разжиться почти тридцатью килограммами разнокалиберных гильз. В общем, во вторник мы во всеоружии выдвинулись в то же самое подземелье. В этот раз решили не извращаться с дополнительным светом - решили, что обойдемся фонариками и вспышками. По плану, собирались снимать три задания - "Отрицание", "Гнев", "Депрессия". Опять же, сначала решили реализовать наиболее трудоемкое:
"Нам, тем кто помнил, какова была жизнь до Катастрофы,
даже сейчас трудно поверить в то... что сейчас наверху ничего нет......
Нет людей, нет животных, нет растений......Наверху ничего нет... нет даже Бога?..."
Макс размахивает "молотом Тора" (софтбокс из бумаги и Никоновской вспышки)
Задумка была такая: воссоздать подобие подземного рынка - обменный пункт, торговца оружием и монаха, который "отрывает от сердца" последний символ веры в обмен на горсть патронов. Дабы не мудрить, использовали старую площадку - благо столы уже были, нужно было организовать фон и ассортимент. В качестве товаров использовали разные прикольные штуки из частных коллекций Саши (
Комуняка) и Шурика (
tixsys), трофейные гильзы и всевозможный хлам. При кажущейся простоте, на подготовку на месте ушло часа полтора и еще часа два, чтобы собраться и добраться до этого самого места.
Готовая к съемке площадка.
Сама съемка не заняла много времени, поскольку в бункере было довольно прохладно, и
Паша, исполнявший роль монаха, достаточно быстро замерз (на одежду ряса не налезала, а сама от холода никак не защищала). Вообще, изначально одеяние шилось по моей мерке - а я в свою очередь пару недель отпускал бороду, чтобы лучше в образ вписаться, но... в итоге как всегда бегал с камерой.
Съемка "Отрицания". Из света - несколько свечек и дюжина фонариков. Феерическое зрелище:)
В общем, на все про все у нас было минут пятнадцать - пока батюшка стоически мирился с гипотермией и капающей за шиворот водой (да-да, почему-то именно в этом месте влага непрерывно просачивалась с потолка) - мы пытались быстро-быстро что-нибудь снять.
Альтернативный вариант зачетного фото. Забракован из-за не очень удачного прилавка.
К сожалению,
итоговый вариант совсем не зашёл двум судьям, оценки вначале просто шокировали: 4,6 / 6,6 / 9 / 10 / 8,5 = 7,74 (пятое место на
уровне). Честно говоря, давно с такими зверствами не сталкивались, но в итоге все это закончилось наилучшим для нас образом - справедливость восторжествовала.
Команда негодуе, глядя на судейство... Судей на мыло, к фотоохотам боле не подпускать!:)
В график мы пока укладывались, хотя и порядком устали - решили снять вдогонку что попроще.
Депрессия
..."Осторожно, двери закрываются!"
"Не прислоняться!"
"Выхода нет!"...
Идей на это задание было две - предложенная
Мишей, снять человека на выходе их метро (но для ее реализации нужен был живописный выход и очень хороший свет - чего у нас в данный момент не было) и моя - с бойцом, зажатым разной нечистью в тупике и расстрелявшим все патроны. На обыгрыша этой сцены прекрасно вписывалась бомба, собранная
Пашей на
Baltic Fight.
Адский мега-девайс.
Подходящий для постановки выход был присмотрен еще в субботу - до него нужно было только дойти пару сот метров по подземному лабиринту. На месте разделились - пока девчонки пытались из подручных материалов (маска, картон, черные полиэтиленовые пакеты) сделать из
Кати новый подвид тоннельной живности, мы оформляли поляну - разбрызгивали томатный сок и рассыпали гильзы. На роль борца со злом выбрали
Митяя (как собственно и на все последующие кадры). :-)
Место, где якобы разобралась эпическая битва.
Поснимать толком не удалось, поскольку фотографировать мы с
Мишей пытались одновременно и по сути в узком тоннеле толкались локтями и мешали друг другу. Неизвестно, что в итоге могло бы получиться - идея, признаться, не самая выигрышная была, но в какой-то момент
Кате, перемотанной с ног до головы полиэтиленом стало плохо, и часть команды отделилась, чтобы эвакуировать ее из подземелья, остальные потихоньку потянулись следом. Вообще, бегство из этого тупика было паническим и лавинообразным - в определенный момент мы с
Леной остались вдвоем и попутно наткнулись на место, подходящее для съемки третьего сюжета.
Результат мучений в тупике - на тему "Депрессии". Переснимать решили единогласно.
Безумие
Кое-как собрав часть команды - остальные категорически отказывались возвращаться в бункер, решили по-быстрому отснять запланированный кадр, благо ничего сложного делать не собирались. Мне хотелось сделать работу как можно более контрастной - изобразить сцену дикой резни - море крови, следы боя, все засыпано отстрелянными гильзами и посреди всего этого безумия невинную девушку, с руками, обагренными по локоть и философским взглядом.
Когда человек понимает невозможность повернуть время вспять...
Когда человек стремится найти виноватого...
Когда человек готов обратить весь свой гнев на первого встречного...
...Имеет ли он после этого право называть себя "Человеком"?..
По моему скромному мнению результат должен был не столько отвечать на поставленный вопрос, сколько ставить этот самый вопрос под сомнение - разве можно его вообще задавать (так сказать, указать на его неуместность в определенном контексте)? Досадно конечно, но то ли мы с реализацией не дотянули (что как бы и неудивительно, учитывая, что делалось всё на бегу), то ли судьи совершенно не поняли всю глубину наших глубин (что тоже вполне даже вероятно). Тем временем беглецы потихоньку вернулись и мы оказались в следующем составе:
Шурик,
Саша, Марина,
Паша,
Макс,
Митяй,
Лена и
я. Опять же, забрызгали столбы и пол остатками томатного сока, рассыпали очередной мешок гильз (вот уж в чём недостатка не наблюдалось) и начали живописно раскладывать тела. Пожалуй, это был самый быстрый кадр за всю игру - управились минут за двадцать. Впрочем, и не удивительно, если учесть, что все уже были надлежащим образом одеты - оставалось только добавить пару штрихов в виде противогазов и оружия.
Результат непродолжительных мучений. Альтернативный вариант цветового решения.
Поскольку идей на два оставшихся задания никаких не было, да и время давно перевалило за полночь, решили сворачиваться с твердым намерением более в эту "клоаку" не возвращаться. Напоследок Катя двинула довольно занятную идею на тему "Переговоров" - снять перестукивание. Как обычно, самый очевидный вариант всплыл самым последним - когда перебрали и отбросили все остальные.
Разведка
Учитывая полное нежелание всей команды снова лезть в то же самое подземелье, в среду сделали перерыв от съемок и небольшой компанией (
Миша,
Шурик,
Лена и
я) отправились на разведку - исследовать ближайшие локации. Облазили вдоль и поперек командный бункер "
Орбита" и несколько ближайших подвалов. Несмотря на размеры, мест, подходящих для наших грязных целей там не нашлось. Ничего не оставалось, как организовывать очередную вылазку - в этот раз за черту города. На этот раз - уже другим составом (Марина,
Паша,
Макс и
я). Начали с военных складов на
Астангу. К сожалению, от возможности использовать тоннели пришлось отказаться: с одной стороны не очень удобная логистика, с другой - устроенный аккурат перед нашим приездом неизвестными злоумышленниками пожар - едва сунувшись под землю, мы уже через 15-20 метров так надышались дымом, что пришлось спешно эвакуироваться. Впрочем,
Макс очень кстати вспомнил про ракетную базу в
Тюрисалу, находящуюся примерно в двадцати километрах от города. Но, как известно, лишний полтинник пробега ради хорошего кадра вовсе не крюк.
(
Продолжение... )