Я практически перестал писать в ЖЖ, и читать френдленту тоже перестал. Основная моя активность -
вконтакте. Там я пишу регулярно. Следующий текст был также опубликован недавно вконтакте, решил скопировать его сюда.
Можно считать, что до сих пор я работал в одном месте - 179 школе Москвы. Ну, конечно, всякие там недолгие подработки были, и даже трудовая книжка открывается Второй школой, а не 179, но практически вся моя жизнь после окончания университета связана со 179 школой.
Сейчас заканчивается мой двенадцатый учебный год в 179 школе. На то, чтобы начиная с нуля, достичь выдающегося результата, ушло двенадцать лет.
Я выбрал школу практически случайно. Было из чего выбирать, и случайно выбрал 179 школу. Константинов стал возрождать там математические классы на пустом месте, это началось за год до моего прихода в 179 школу.
Я сейчас вспоминаю первые годы работы в школе с некоторым ужасом - я ничего не понимал в том, как надо учить детей. У меня был большой опыт работы в летних школах и кружках, но учить детей в школе - это совсем другое. Все, что я тогда делал, я делал неправильно. Но при этом я понимал, какие слова нужно говорить детям.
Уровень учеников был тогда не очень высоким, понятно, что с ростом заслуг школы растет конкурс при поступлении и с ним растет уровень поступающих. Первые ощутимые результаты появились только где-то через пять лет, например, первый призер заключительноого этапа всероссийской олимпиады по информатике у меня появился только на шестом году работы. Я даже не понимаю сейчас, как может хватить терпения на то, чтобы столько работать без серьезного результата. Но, наверное, иначе никак нельзя - каждая рефлексия происходящего, каждый следующий шаг вперед занимает целый год.
Следующие пять лет - школа становится заметной. Трудно вырастить первых двоих призеров всероссийской олимпиады - дальше становится проще. Если есть два сильных школьника, то возникает среда общения, захватывающая и остальных. Результаты растут, через десять лет школа уже попадает в число лидеров.
И вот случилось то, о чем я вряд ли мог и мечтать двенадцать лет назад. Я вообще тогда об этом не думал и ничего про олимпиады по информатике даже особо и не знал.
По числу призеров заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников по информатике 179 школа заняла первое место в России.
179 школа - 6 дипломов
СУНЦ МГУ - 5 дипломов
218 школа Москвы - 4 диплома
239 школа Санкт-Петербурга - 4 диплома
Лицей ФТШ Санкт-Петербурга - 4 диплома
СУНЦ УрФУ - 4 диплома
Двенадцать лет ушло на то, чтобы вывести школу на первое место в России с нуля. Конечно, в этом есть вклад и всех преподавателей математики 179 школы, ведь без сильной математики такое не было бы возможно. Это заслуга и всех, кто преподает информатику в 179 школе и ведет там кружки. И конечно же, это заслуга наших учеников.
Но к некоторому сожалению, одной из причин успеха 179 школы являются действия администрации МГУ и СУНЦ МГУ. Где-то десяток последних лет на всероссийской олимпиаде по информатике лидировал СУНЦ МГУ, получая в лучшие годы более 20 дипломов (но и дипломов тогда давали примерно в 1,5 раза больше, чем сейчас). Два года назад в СУНЦ сменилась администрация и политика МГУ, олимпиады стали не в почете и число призеров резко сократилось - в прошлом году было 11 призеров, в этом - 5.
При этом когда я спрашивал у Е.В.Андреевой, сколько лет она работала в СУНЦ, пока не достигла выдающихся результатов, то ответ был примерно таким же, как у меня - около десяти. Создавать что-то нужно лет десять, а разрушить можно за два года.