Джунгарский Алатау. Тастыозек - Алтын-Эмель - Коныролен - Коктал - Алматы. Часть V

Nov 28, 2010 18:36

Часть IV. Текели - Чкалово - Тастыозек

Всем привет! После длительного перерыва продолжу фоторассказ о нашем путешествии по Джунгарскому Алатау.
Встали довольно рано. Согласно планам, нам предстояло сегодня, всё-таки, перевалить через хребет Алтын-Эмель (Золотое Седло) и очутиться, как нам говорили местные пастухи, в настоящем знойном лете. Всё дело в том, что на другой стороне климат резко отличается от того, который сейчас здесь - в глубине гор. Посмотрим, что же там такого.
Как всегда, утренние сборы, раскладка карт и сверка с маршрутом.

Выбравшись на асфальт, покатили до своротки на аул Доланалы. По пути в достаточно богатом магазинчике в ауле Тастыозек закупили очередную партию сладостей, орешков и традиционного сухого киселя. В Доланалы пообщались с местными животноводами и уточнили место нашего будущего перехода через горы. В бинокль подробно изучили седловину хребта.

Проскочили ферму, находящуюся прямо у подножия гор. Появились первые снежники и грязь, но чувствуется, что приближается жаркая климатическая зона, как обещали аборигены. За нами двигаются большие тучи, вдалеке виднеется стена дождя, но до нас не долетает и капли.

А вот и вершина седловины хребта Алтын-Эмель. Высота около 1700 метров. Радости нет предела от того, что перевал преодолён полность на велосипеде. В честь этого решаем заложить памятную записку под сооружённый турик. Немного отдохнув и перекусив энергетическими батончиками, с ветерком спускаемся по каменистому серпантину.

На склонах гор пасутся многочисленны стада коров и лошадей.

Впередии простирается бескрайняя степь. Становится очень жарко, пыль залетает в нос и глаза.

Вдалеке виднеется одна из главных федеральных трасс восточного Казахстана - А353, которая уходит в Китай. Едем вдоль реки Алтын-Эмель. Под мостом устраиваемся на обеденный привал. Вода очень холодная и необычайно чистая. Я даже немного искупнулся.

В канистры набираем воды и выдвигаемся на восток. До ближайшего населенного пункта нам предстоит проехать ещё 60 км. Сегодня 9 мая - День Победы. По пути нам попадаются пересохшие реки, слева горы, справа степь и ни души. Только в далеке неспеша прогуливаются "корабли пустыни".

Ехать становится всё тяжелее - дует боковой ветер. Начинает смеркаться, на ночёвку встать не где, вода на исходе, очень хочется пить и есть. Почти уже в темноте въезжает в посёлок Коныролен. И, о чудо..! Магазин! Бросаем велики и скупаем практически всё на что глаз падает. Конечно же, балуем себя местным пивком. Выйдя из магазина, перед нами останавливается иномарка из которой выходит приветливый дяденька. Здоровается с нами, обнимается, распрашивает кто такие, от куда. Как оказалось - это один из самых уважаемых людей в посёлке - директор единственной школы. Т. к. уже совсем темно и холодно, он предлагает остановиться у него в школе. Мы, естественно, с большой радостью принимаем его предложение.
Разместили нас в зале боевой славы. Отдыхаем по королевски - каждый на своем диване, телевизор, умывальник. Отмечаем День Победы.

Утром встаём в 6:00, т. к. в 8:00 должны начаться занятия. Умывшись и позавтракав, устраиваю небольшую экскурсию по школе. Ребята тем временем обсуждают планы на сегодня.

А вот, кстати диван (тот, что у окна) на котором спал ваш покорный слуга.

Делаю автопортрет. Да, вчерашняя усталость отразилась на моём лице. Это точно!

Зал Боевой славы...

Кабинет казахского языка...

Но время нашего прибывания в замечательной школе вышло, пора выезжать на маршрут. К школе начала подтягиваться детвора. Каждый мальчишка хочет непременно поздороваться с нами за руку.

Все мальчики и девочки от мала до велика аккуратно одеты в костюмы и платья, ведут себя тихо и скромно.

Заскочили на выезде в магазинчик, хлебнули кефирчика с пряниками и с новыми силами попилили на встречу солнцу.

Перед довольно длительным спуском в ущелье делаем небольшой привал.

Вдалеке замечаю настоящую казахскую юрту с пасущимися вокруг осликами.

Спуск в долину через ущелье длится около часа. Скорость бешеная, доходит аж до 60-65 км/ч.

Выезжаем к каньону. Ландшафт, во истину, марсианский. Это надо увидеть самому!

фото большого разрешения

Впереди дорога, уходящая вдаль. Жара.

В степи, метрах в шестидесяти от дороги замечаем несколько странных низеньких сооружений, расставленных на некотором расстоянии друг от друга. Видимо это заградительные сооружения - огневые точки. Построены, наверно, для защиты от китайских захватчиков.

Проехав добрые полсотни километров по степи под палящими лучами солнца, оказываемся у границы Коктальского округа. Китай от нас в каких то тридцати километрах. Впереди крупный посёлок Коктал, населённый по большей части уйгурами. Каждый встречный мучает нас распросами: "Не в Китай ли мы едем? Сколько едем? От куда? Как там жизнь в горах?"

После долгих скитаний по горам и пустынным степям попадаем в настоящий оазис с высоченными развесистыми деревьями и цветущими садами.

Добрались до центральной площади посёлка, где мы должны сесть на автобус и уехать в Алматы. Времени до отправки ещё достаточно. "Заваливаем" в ближайшую уйгурскию асхану и устраиваем пирушку в честь завершающего этапа нашего путешествия.

Для нас, приветливая и улыбчивая хозяйка готовит фирменный уйгурский лагман-гуру. Во рту всё горит. Пожар тушим обильным количеством чая с молоком.

И на прощание дружеское фото с нашими новыми друзьями.

Неспеша разобрали велосипеды, погрузились в автобус и поехали в Алматы.
В запасе у нас было ещё два с половиной дня. Решаем, не доезжая 80ти км до Алматы, высадиться и попытаться сделать небольшую радиалку по Заилийскому Алатау с подъёмом на 2600 м. Но как и предполагалось, там снега тоже было слишком много, поэтому оставили эту идею и неспеша поехали вдоль горного массива в поисках места для ночёвки.

Переночевав в уютном местечке под журчание ручейка отправились в Алматы. Большую часть пути ехали вдоль БАКа (Большого Алматинского Канала).

В Алматы поселились во вполне приличной гостинице "Манас". Созвонились с ребятами из первой группы. Они, как оказалось, устроились в той же "гадюжной" цирковой гостинице и за те же смешные деньги, что и мы.

Следующий день мы посвятили экскурсии по городу с посещением высокогорного катка "Медеу" и любованием прекрасного вида Чимбулака. С первой группой встретились лишь на вокзале перед отъездом домой.

Так прошло наше увлекательное путешествие по горному району Восточного Казахстана - Джунгарскому Алатау.