Велопутешествие по северу Пермского края. День пятый

Aug 02, 2015 15:01


Велопутешествие по северу Пермского края. День четвёртый



22 июля 2015

Автовокзал Красновишерска открылся в 06:00. Пока Тим крепко спал, я сходил к кассе, купил два билета на первый рейс до Соликамска (206 руб/чел. + 50 руб/багаж).
Утро унылое, дождливое. Нужно было собраться, разобрать и зачехлить велики. На удивление организм отдохнул, не было и следа от вчерашнего нелёгкого дня. Все вещи, которые днём ранее были насквозь мокрые, высохли. Палатка, к сожалению, была, как жаба - зелёная и мокрая. В 08:00 мы уже томились на перроне, в ожидании автобуса, который опоздал на двадцать минут.
Погрузили велики и баулы в салон автобуса, водитель правда немного поскрипел, из-за чрезмерного количества крупногабаритного груза, но вошёл в наше положение.


В Соликамск прибыли довольно быстро, к 10:00 были уже на городском автовокзале. Дождя в городе не было, но в воздухе стояла водяная мука, влажность 100%. Собрали велосипеды, выпили по чашечке горячего кофе из автомата, отправились осматривать достопримечательности. Так вышло, что мы лишь ограничились Центральной площадью - историческим центром города. Нужно было зацепить бездождие, в этот день хотелось дотянуть до Александровска. Но надежды на это было мало, т. к. прогноз синоптики обещали не утешительный, да и так было всё понятно. С городом знакомились лишь с колёс.



Жизнь и название Соликамску дала соль. Город возник при соляных промыслах, организованных выходцами из Вологды купцами Калиниковыми. Около 1430 г. они устроили рассолоподъёмные трубы и варницы на берегу Усолки. Первоначально город назывался в летописи 1506 г. Усолье на Камском, позднее Усолье Камское, а с XVII века Соль Камская.
Сооружения промыслов - трубы, башни над ними, лари для хранения рассола, варницы, амбары - были первыми постройками нового поселения. В 1472 году земли в верховьях Камы вместе с Пермью Великой присоединяются к Великому княжеству Московскому. Из-за выгодного географического положения и богатых запасов соляных источников город не раз страдал от набегов кочевых племён и пожаров, но всегда восстанавливался. Согласно писцовым книгам 1620-х гг., в Соликамске было 16 кузниц, в основном обслуживающих солеваренные промыслы, в 1630-хх близ города открыты залежи медной руды и возникает Пыскорский медеплавильный завод.
В XVII в. Соликамск, бывший крупным транзитным и перевалочным пунктом на пути в Сибирь, стал важным экономическим и административным центром. Большую роль в этом сыграло открытие Артемием Бабиновым прямой дороги к верховьям реки Туры и основание города Верхотурье (1597 г.). С 1613 г. в Соликамске учреждается воеводское правление (до 1780 г.). К концу XVII - началу XVIII в. Соликамск был крупнейшей "солеварней" России. Соль Камская давала в это время более половины всей реализуемой в стране соли.
К концу XVII в., с установлением торговых связей с Китаем, Соликамск становится транзитно-торговым центром между Москвой и Бэйпином (Пекин); разворачивается большое каменное строительство. В этот период Соликамск был самым значительным торгово-промышленным городом Прикамья, его экономическое значение выходило далеко за пределы Урала. В XVII в. развивается медеплавильная промышленность. У деревни Григорово, близ Соликамска, в 1633 закладываются шахты, в 1634 году строится первый в России медеплавильный завод (в 1635 перенесён в Пыскор). В 1731 году в 2 км от Соликамска Турчаниновым был построен второй медеплавильный завод, близ него в 1742 году - фабрика медной посуды (изготовлялись сервизы для императорской семьи и самовары).
В конце XVII в. Соль Камская достигла зенита торгово-промышленного развития, играя ведущую роль в жизни Урала, являясь транзитным торговым, таможенным, военно-административным и религиозным центром. В связи с ростом добычи самосадочной соли открытым способом в Поволжье и появлением нового сибирского пути к концу XVII в. город теряет значение торгового центра и основного центра русского солеварения и превращается в уездный город.
В 20-е годы XX века Соликамск - один из центров индустриального развития всесоюзного значения. Единственное на территории СССР месторождение калийно-магниевых солей становится центром развития отрасли. В Соликамск с населением 5000 человек в 20-е годы насильно привозят десятки тысяч политических заключённых, спецпереселенцев, ссыльных людей. Город становится одним из островов архипелага ГУЛАГ. Во времена сталинского террора на территории близ Соликамска расстреляны и захоронены тысячи репрессированных.
В 1941 году в Соликамск были привезены 800 репрессированных латышей из оккупированной Латвии, большая часть из них погибла здесь. Музей истории калийной промышленности ОАО «Сильвинит» ведёт работу по изучению и сохранению памяти о репрессированных.
В годы Великой Отечественной войны в Соликамске находились мощи преподобного Сергия Радонежского, вывезенные вместе с музейными фондами перед угрозой фашистской оккупации.



Свято-Троицкий собор

Центральная площадь - это богатый ансамбль, включающий в себя Троицкий собор, Воскресенскую церковь, Соборную колокольню и Крестовоздвиженский собор на берегу Усолки. Чуть в стороне на Набережной улице расположен Дом воеводы, Богоявленская церковь и Часовня Петра и Павла. С площади видны купола храмового комплекса Спасской и Архангельской церквей.





Соборная колокольня. Один из символов Соликамска

Соборная колокольня - звонница Троицкого и Крестовоздвиженского соборов, построена в 1713-1735 годах. Является самым крупным в Прикамье столпообразным сооружением начала XVIII века - её высота вместе с крестом составляет 62 метра. Первоначально глава колокольни была небольшой, в 1837 году её заменили высоким шпилем с главкой.
Поставлена колокольня на крутом, спускающемся к Усолке косогоре. Она наклонена на 1,3 градуса и стоит на "палатах каменных" - двухэтажном кубе, толщина внутренних стен которого 3 метра. В палатах в разное время размещались магистрат, городская дума, духовное правление, суд, духовное училище и тюрьма. В подклете хранились купеческие товары. Звонница состояла из 12 колоколов. Колокольня служила также караульной башней пожарных.
В конце 1930-х годов была передана горкомхозу, затем Усольлагу НКВД. Позже в помещениях колокольни размещались типография, реставрационные мастерские, музей. Колокола утрачены.
С 1989 года до настоящего времени в колокольне размещаются экспозиции и выставки музея природы Соликамского краеведческого музея: "Лесные были", "Удивительный мир камня", "Тайны Пермского моря", комната сказок. На звоннице открыта смотровая площадка.



Крестовоздвиженский собор

Строительство Крестовоздвиженского собора было начато в 1698 году, а окончательное завершение строительства состоялось в 1709 году. Все проектные и строительные работы велись на средства и пожертвования местных прихожан. В архитектурном плане собор является одноэтажным двустолпным храмом на подклете, с одной главкой. Престолы храма были освящены во имя Воздвижения Креста Господня, святителя Стефана, епископа Великопермского, и иконы Божией Матери "Знамение". Приделы были устроены в углах трапезной части храма: на северной стороне - Стефановский, на южной - Знаменский. Т. к. собор возвели на самом берегу реки, строители учли неустойчивость грунтов и уложили фундамент на продольные лежни вбитых в землю свай. Выходы из храма были устроены прямо на Усолку, для удобства в разгрузки судов. Сооружение церкви значительно пострадала от пожаров 1741 и 1743 года. Восстановлен и перестроен на средства купца Суровцева. Совершённые восстановительные работы привели к изменению архитектурного облика храма. В этом "тёплом" храме совершались соборные богослужения в зимний холодный период.
В 1929 году деятельность собора была прекращена, а его здание было передано в распоряжение пищевому комбинату. На протяжении длительного периода в стенах храма размещался пивоваренный завод. Из-за варварского использования помещений, храму был причинён значительный урон. В 2005 году, в след за другими церквями города Соликамска в Крестовоздвиженском соборе начались работы по реставрации храма. Некоторые из деталей внешнего декора храма уникальны и имеют мало аналогов с средневековой русской архитектуре.



Троицкий собор, Воскресенская церковь, Соборная колокольня

Летний пятиглавый Троицкий Собор построен в 1684-1697 годах на средства соликамских посадских людей и "государево жалование" в 200 рублей.
В память о царских деньгах в южную стену храма был помещен изразец с двуглавым орлом, а на западной стене выложена кирпичом императорская корона. Стены богато украшены каменным орнаментом.
Троицкий собор был главным храмом города, откуда начинались крестные ходы, где служились молебны, приносили клятвы городские головы и бургомистры, объявляли царские указы и зачитывали грамоты. В храме хранился образ Николая Чудотворца, в подклете располагались складские помещения местных и приезжих купцов.
По древним русским традициям, церкви строили зимние и летние, и для летнего Троицкого собора был возведён парный зимний Крестовоздвиженский (1698-1709 гг.).
В 1929 году храм закрыли, передали под музей калийной промышленности. Во время строительства экспозиции было вскрыто захоронение. Это оказался склеп купчихи Лапиной-Ентальцевой.
В годы Великой Отечественной войны в соборе хранились эвакуированные ценности центральных музеев страны. В 1960-70-х годах произведены реставрационные работы. Руководил реставрацией архитектор Ф. М. Тольцинер.
В настоящее время в соборе располагаются экспозиция "Девятая пятница", посвященная главному местному празднику, и выставки Отдела истории краеведческого музея.

Воскресенская церковь основана в 1714 году на месте двух сгоревших деревянных церквей. Первоначально был построен зимний храм, освященный в 1721 году, позднее ставший Рождественским приделом возведенного к 1752 году летнего храма Воскресения.
Церковь была пятиглавой, с колокольней и пятью колоколами. С западной стороны церкви - трапезная. С южной стороны находится вход.
Являясь одним из значительных соликамских храмов, Воскресенская церковь имела большое количество прихожан. В основном это были местные купцы и те, кто следовали в Сибирь и обратно. После падения значимости Бабиновской дороги и статуса города, происходит отток купцов из Соликамска. Приход пустеет, и в середине 19 века храм приписывают к Троицкому собору.
После закрытия церкви в конце 20-х годов XX века иконостас был утрачен, в 1934 году разобраны купола и колокольня церкви; и в здании была организована ватная фабрика. Также в церкви располагалась фабрика по пошиву обуви.
В настоящее время в здании находятся Выставочный зал и Отдел фондов Соликамского краеведческого музея.











Спасская и Архангельская церкви

Летняя церковь во имя Нерукотворного Образа Спасителя построена в 1689-1691 гг. на средства прихожан, на месте сгоревшего в пожаре 1672 г. деревянного храма.
Первоначально имела два придела, престолы которых были освящены в честь св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова и св. Симеона Столпника. Храм не отапливался, службы в нём велись только в летнее время. В начале 1930-х годов церковь была закрыта.
В XVI столетии, на территории Соликамской крепости была построена деревянная приходская церковь во имя Архангела Михаила с приделом во имя Спаса Нерукотворного. Позднее, этот придел был перестроен в отдельный храм. Сделано это было по следующей причине.
В 1656 году в Соликамске разразилась страшная эпидемия, унёсшая множество человеческих жизней. Горожане начали служить молебны у крепостной башни, на которой был укреплён образ Спасителя и устраивать крестные ходы, после которых болезнь прекратилась.
При Архангельской церкви существовал первый в городе женский монастырь. После пожаров 1672 и 1712 года уничтоживших ряд построек на территории крепости, среди которых были и деревянные храмы, на их месте были построены две каменные церкви - летняя Спасская (1689) и зимняя Архангельская (1712-1725) составившие ещё один небольшой архитектурный ансамбль исторического центра Соликамска.
В ансамбль входила тридцатиметровая колокольня и часовня, построенная на месте захоронения погибших от ногайского набега защитников города, не сохранившиеся до наших дней.
В настоящее время Спасский храм является приходским, в нём возобновлены богослужения. Пятиглавый одноэтажный двухсветный храм имеет редкую планировку - "алтарь в алтаре". До 1850 г. главки храма были крыты деревянным лемехом, позднее заменены на золоченое железо. Церковь имела не только внутренние, но и внешние росписи, частично сохранившиеся до нашего времени.



Улица Набережная



Дом воеводы

Приказная изба, позднее канцелярия, - место работы воеводы и его служащих. Первое каменное гражданское здание Соликамска. Заложено в 1673 году, достроено в 1688 году - в один этаж на высоком подклете. Для выросшего штата воеводской канцелярии в начале XVIII века достроен верхний этаж.
Архитектура здания - сочетание гражданского и оборонительного назначения. Об оборонительном характере говорят бойницы на южном фасаде здания и стены, толщина которых достигает двух метров. Гражданское оформление Дома Воеводы проявляется в декоративной обработке окон и дверных проёмов.
В Соликамске с 1613 по 1781 год на должности воеводы сменилось 74 человека: князья, ближние стольники, военные чины. Среди воевод - представители именитых российских фамилий: Нарышкины, Прозоровские, Голенищевы, Корсаковы, Черкасские. После упразднения воеводства в 1781 году, дом продан солепромышленнику М. Г. Суровцеву. На рубеже XVIII-XIX веков в доме жили купцы Зыряновы, затем - судейские чиновники, к концу XIX века разместилась земская больница, а в начале XX века - тюрьма.
С 1933 года здание передано краеведческому музею. В годы Великой Отечественной войны в Доме воеводы находился штаб эвакогоспиталя и склад медикаментов. С 1947 года вновь открыты экспозиции музея. В 1958 году произведена реставрация.
В настоящее время в нём располагается экспозиция краеведческого музея по ранней истории города и представлена реконструкция интерьера приказной избы XVII века - уникальная и единственная в Пермском крае.



Богоявленская церковь занимает особое место в центральном архитектурном ансамбле. Строилась она в 1687-1695 годах в стиле московского барокко. Фасады украшены богатейшей каменной резьбой, настолько виртуозной, что она успешно соперничает с резьбой по дереву и кости. Вокруг всего храма идёт пояс из архитектурных украшений, а под ними - двойной ряд поливных изразцов местного производства, украшенных причудливыми цветами и птицами. Присутствует  и характерный для соликамской архитектуры "жучковый" орнамент.
Церковь пятиглавая, с колокольней, на которой ранее было установлено 16 колоколов. В XVIII веке, по желанию солепромышленника Ростовщикова, колокольня церкви была надстроена на три яруса для установки башенных часов. В 1938 году в связи с просадкой фундамента надстройка была разобрана, и в 1944 году был сделан деревянный шатер. С 1961 года церковь передана музею.
В церкви сохранилось великолепное собрание икон XVII-XVIII веков и деревянный резной пятиярусный иконостас. В настоящее время в Богоявленской церкви располагаются экспозиция и выставки Музея древнерусского искусства. В экспозиции представлена икона Николая Чудотворца, по преданию посланная соликамцам царём Иваном Грозным в ответ на их просьбу о выделении войска для охраны от вражеских набегов.



Магазин "Народные промыслы"



Часовня Петра и Павла и Дом рабочих электростанции



Центральный сквер

Побродив по Центру, прыгнули в сёдла и поехали в южном направлении, в сторону Березников. Попутно заскочили в знакомый нам с первого дня универмаг "Ермак". Только проехали указатель "Соликамск", как пошёл дождь, усиливающийся с каждой минутой. Пришлось зачехлиться, надеть дождевики. До самой Яйвы фотосъёмку пришлось остановить, ибо дождь перерос в ливень. Всю дорогу отснял на GoPro и камеру сотового телефона, покажу чуть позже. К сожалению, из-за погоды, пришлось отказаться от посещения Усолья. А так хотелось прокатиться по набережной Камы, посмотреть исторические места, но... Круче всего было в Березниках. Город встретил нас необъятными лужами и бешенным движением. Дождевики уже на спасали, вымокли насквозь. На автобусной остановке "Исправительная колония №28" решили отдышаться, съесть по паре конфет, приободриться





Исправительная колония №28



Не смотря на отвратительную погоду, нужно было двигаться дальше. Город так толком и не увидели, проскочив его за полчаса.



За Березниками на кунгурской трассе у Николаева Посада снова укрылись под крышей автобусной остановки. Стало совсем грустно, парень сник вконец. Распилил банку шпрот с хлебом. Ливень продолжался. Предприняли попытку остановить какой-нибудь транспорт, чтобы хоть как-то облегчить наши страдания и доехать хотя бы до Яйвы. Но никто и не думал остановиться. Не ночевать же на обочине в ожидании улучшения погодных условий. Не высушить вещи, тебе, не приготовить еду нормально. Нужно ехать! Расправили прилипшую к телу одежду и поехали дальше. Дорога пошла гористая, перевал за перевалом, немного согрелись. Ближе к Яйве дождь прекратился.



Докрутили до Яйвы. Особую суровость местному пейзажу предавал пар выходящий из градирни ГРЭС.





Яйвинская ГРЭС







Река Яйва



Яйвинская плотина



Река Яйва



Железнодорожный мост через Яйву



Заслонный механизм плотины







Яйвинская плотина





Прокатились по посёлку. Зрелище унылое, да простят меня жители Яйвы. Дороги убитые, дома облупленные, сплошная грусть и безысходность. Чтобы как-то разбавить помрачневшие впечатления от увиденного, зашли в "Магнит", съели по мороженому с газировкой.



Улица Первомайская



С трудом, по грязной ухабистой дороге выехали ни трассу в направлении Александровска. Опять пошёл дождь. Спустя двадцать километров сил сопротивляться ливню и встречному ветру никаких не осталось. У отворотки на Всеволодо-Вильву укрылись в деревянной протекающей беседке. Подумали расположиться в ней на ночь. Но рядом дорога, всё вокруг мокрое, холодное. От трассы до посёлка идёт грунтовая дорога, всего три километра. Решили всё же отправиться в посёлок, он стоит на железной дороге, есть наверняка здание станции в котором можно укрыться.
Приехали на станцию, было уже девять вечера. И ведь зараза, дождь закончился, свинцовые тучи куда-то разбежались, показав яркое закатное солнце. У станционного смотрителя спросили разрешение переночевать в здании. Помещение "зала ожидания" оказалось "гигантских" размеров - комнатка три на два метра, с двумя лавками, окном, (!) расписанием электричек и поездов, проходящих через станцию. Опа, здесь ходят электрички! И последняя до Углеуральского через полтора часа. Ночевать в крохотной комнатке уже расхотелось, появился вариант доехать до Кизела, где можно снять гостиничный номер, ну или на худой конец переночевать на ж/д вокзале.



Дождались электрички, поехали. Меньше чем через час мы были в Кизеле. Сразу на вокзал.



У дежурного по вокзалу спросили про гостиницы. Сказали, что гостиницы в городе есть. Уже хорошо. Я повертел головой по сторонам и спросил, - А может быть у вас есть на вокзале комната отдыха? - Конечно есть, двухместная, просторная. 270 рублей с человека за 12 часов пребывания и 250 за размещение габаритного багажа. - Отлично! Остаёмся у вас!
Комнатой отдыха оказался бывший буфет, в котором были: отдельная кухня с двумя холодильниками, электроплитой и мойкой; двухспальный диван-софа, два стола, три умывальника, электронагреватель. Велосипеды разрешили загнать в комнату.





Стали распаковывать вещи. Оказалось, что всё содержимое баулов было мокрое, даже то, что было в полиэтиленовых пакетах, фотокамера тоже отсырела. Решили так: сегодня сушим, что успеем, палатка не в счёт, кушаем, отдыхаем, а завтра в зависимости от погоды принимаем решение о продолжении или завершении нашего путешествия.

Утром нас разбудил проливной дождь, барабанивший по подоконнику. Теперь всё стало понятно. Сворачиваемся.Сходил к кассе, купил билеты на поезд до дома. Поезд шёл в этот же день, вечером.

Так завершилось наше недолгое, но увлекательное путешествие по Пермскому краю, а точнее по его северу. Проехали ровно половину маршрута. Огорчаться сильно не стали, ибо всё, что мы не успели посмотреть находится от нашего дома в относительно близости. Вернуться сюда мы решили обязательно.




Трек всего путешествия



Всеволодо-Вильва, велотуризм, Яйва, Березники, Соликамск, Кизел, Пермский край

Previous post Next post
Up