Моё детство прошло в советской "колонии" в Дели, в
Индии.
Телевизоров у нас не было. Можно ли сегодня представить
такое? По радио можно было услышать лишь индийскую музыку, которую мало кто
любил. Поэтому почти все вдохновенно отдавались магнитофонам - большим,
катушечным (бобинным, как это называлось) магнитофонам, ходили друг к другу с
этими громадными агрегатами и переписывали друг у друга музыку.
И праздники, конечно, праздники! К ним готовились долго,
предвкушая, наслаждаясь приближением торжественных дат.
Самыми главными государственными праздниками были 7 ноября и
9 мая. И ещё был великий праздник Новый год. Но 7 ноября, день Великой
октябрьской социалистической революции, и 9 мая, день Победы, были самыми
торжественными. Нас, детей, готовили к участию в обязательном концерте. Мы
читали патриотические и героические стихи, исполняли песни «Слышишь, товарищ,
война надвигается», «Шёл отряд по берегу», «Бухенвальдский набат», «Гайдар
шагает впереди» и др. Я хорошо помню волнение перед каждым концертом. Волнение
огромное, вселенского масштаба. Ведь на нас смотрел весь зал! Все внимательно
слушали. А потом все оглушительно аплодировали. Почти все, кто сидел в зале,
были участниками войны. На их груди блестели ордена и медали. Великая
отечественная война вовсе не была далёкой историей для нас, она отстояла от нас
совсем чуть-чуть, к ней можно было прикоснуться, взяв за руку любого из
зрителей. Они слушали наши песни и плакали, а мы во всю мощь драли глотки,
вкладывая в музыку нашу детскую энергию, нашу любовь к Родине и нашу ненависть
к фашизму. Эти праздники тревожили меня, переворачивали всё внутри.
Мне запомнилось, как на одном из концертов, посвящённом
Октябрьской революции, старшие мальчики показывали на сцене Клуба «живые
картины». Они были в тельняшках и буденовках, с перебинтованными руками и
головами, сжимали игрушечные револьверы, стояли под красным революционным
знаменем и выглядели настоящими героями. Мне очень хотелось находиться среди
них, но я был в хоре, на ступеньках в правом углу от сцены. Мы ещё не доросли
до «живых картинок», мы только пели, создавая музыкальный фон для героических
композиций старших ребят.
А по залу ходил темнокожий индус с фотоаппаратом, над
которым громоздилась большущая лампа-вспышка. Этот фотограф работал много лет,
появлялся на всех праздниках - сосредоточенный, с выпученными глазами…
Как-то раз после нашего выступления нам устроили большой
пионерский костёр. Впрочем, я тогда ещё не был пионером и смотрел с завистью на
тех, кто носил красный галстук. Они, эти особенные ребята, стояли и сидели
вокруг огня и пели свои песни. Костёр горел на спортивной площадке перед
школой… До чего же хорошо было: восторженные лица, пилотки на головах,
галстуки, белоснежные рубахи! И костёр - яркий, жаркий, волшебный!
Про пионеров-героев, участников Великой отечественной войны,
нам рассказывали в пионерской комнате, она находилась в дальнем конце старого
здания школы. На стенах висели их портреты, они были выполнены в коричневатых
тонах, с белыми тенями и хорошо прорисованными красными галстуками. Валя Котик,
Лёня Голиков, Володя Дубинин… Они были так выразительны на тех портретах. Мы
разучивали песни про них и с удовольствием пели их…
***
Работы авторов не редактируются и не подвергаются коррекции.
Произведения публикуются в хронологическом порядке их поступления на конкурс.
В записи аудио версии рассказа использована музыка Евгения Харланова
harlanov к спектаклям
Нового Арт Театра. Poll