Зритель - любимый и ужасный!

Apr 22, 2010 03:02

   О, эти замечательные люди, купившие билеты, чтобы получить удовольствие от зрелища. От увиденного. От происходящего. От действа. Просто не хочется трепать слово "искусство". Они способны без особых усилий унизить прекрасное и поднять ввысь низменное. И они же умеют чувствовать мельчайшие нюансы актерской игры, наполнять паузы тонким дыханием сопереживания и зажигать актеров феерическим хохотом. Зрители. Люди, создающие спектакль вместе с актерами. От них зависит больше, чем они сами обычно предполагают. И дело не только во вкусе и пристрастиях. Настроение и состав зрительного зала столь же важен, как и происходящее на сцене. Пусть поспорят со мной те, кто считает, что всякого зрителя нужно любить. Это их право.




Иногда именно зрительный зал убивает хороший спектакль.


Бывают такие дни. Словно где-то пессимисты, циники, глупцы и люди с атрофированным чувством юмора сговорились и купили билеты в театр на один день. Потом они обзвонили и привели с собой всех простуженных друзей. Простуженные позвали соседей, обожающих шуршащие пакеты до такой степени, что не могут оставить их в гардеробе. Те, в свою очередь, решили приобщить к культуре детей, прочитавших в своей жизни только ценники в Макдональдсе, и потому убежденных, что на всех зрелищах  нужно разговаривать в полный голос  и обязательно комментировать происходящее. Такой зал случается редко, но помнится долгие годы. Особенно, если именно в него случайно попал театральный критик.

Теперь мобильные. Сколько бы в театре не напоминали о необходимости их выключить, они звонят. И по закону падающего бутерброда это происходит в самый кульминационный момент спектакля. Как только герои спектакля, наконец, решают признаться друг другу в любви, с трудом сдерживая взаимный трепет сближаются для заветного поцелуя… Тут и раздается бодрая мелодия «ты отказала мне три раза… вот такая вот зараза девушка моей мечты»! Считайте, что спектакля не было. Мало кто вспомнит, как играли актеры, и о чем была пьеса. Песенку не забудут. И вы думаете, что человек, пропустивший просьбу выключить мобильный, покроется пунцовой краской и стыдливо выключит телефон? Ничего подобного! Он обязательно ответит на звонок. И на весь зрительный зал будет ругать позвонившего за то, что его побеспокоили не вовремя, ища оправдания и поддержки у остальных зрителей.

Особое место в ряду убийственных для спектакля занимает «мертвый» зал. Чаще всего это критики. Не обязательно по профессии. По сути. Эти тоже где-то договариваются и приходят все сразу. Интеллигентные высокообразованные люди без эмоций. Они созерцают. Смешное отмечают, трогательное принимают, страстное пережидают, неожиданное ожидают, красивое  рассматривают, с бесспорным спорят. Смеяться им стыдно, плакать позорно, сопереживать непрофессионально. С таким зрителем актерам кажется, что они играют в пустом зале. И никакие аплодисменты, восторги в фойе и положительные рецензии не переломят ощущения, что спектакль был провальным.

Только не подумайте, что я не люблю зрителя.

Большая часть жизни театра проходит в общении со своим любимым зрителем. С людьми чувствующими, понимающими и мыслящими в унисон с актерами, режиссером, композитором, художником, драматургом и всеми остальными творцами спектакля. Эта гармония возникает не сразу. Зритель ищет свой театр, театр обретает своего зрителя. У моего театра такой есть. Думающий, эмоциональный, искренний, интеллигентный. А про остальное, это я так - поворчал.

Извините за столь длинный пост. Понимаю, что в ЖЖ они не в чести, но остановиться вовремя просто не получилось.



унизить прекрасное, любимый зритель, зритель, выключить мобильный, мертвый зал

Up