О, эти замечательные люди, купившие билеты,
чтобы получить удовольствие от зрелища. От увиденного. От происходящего. От
действа. Просто не хочется трепать слово "искусство". Они способны без
особых усилий унизить прекрасное и поднять ввысь низменное. И они же умеют
чувствовать мельчайшие нюансы актерской игры, наполнять паузы тонким дыханием
сопереживания и зажигать актеров феерическим хохотом. Зрители. Люди, создающие
спектакль вместе с актерами. От них зависит больше, чем они сами обычно предполагают.
И дело не только во вкусе и пристрастиях. Настроение и состав зрительного зала
столь же важен, как и происходящее на сцене. Пусть поспорят со мной те, кто
считает, что всякого зрителя нужно любить. Это их право.
Иногда именно зрительный зал убивает хороший спектакль.
Бывают такие дни.
Словно где-то пессимисты, циники, глупцы и люди с атрофированным чувством юмора
сговорились и купили билеты в театр на один день. Потом они обзвонили и привели
с собой всех простуженных друзей. Простуженные позвали соседей, обожающих
шуршащие пакеты до такой степени, что не могут оставить их в гардеробе. Те, в
свою очередь, решили приобщить к культуре детей, прочитавших в своей жизни
только ценники в Макдональдсе, и потому убежденных, что на всех зрелищах нужно разговаривать в полный голос и обязательно комментировать происходящее.
Такой зал случается редко, но помнится долгие годы. Особенно, если именно в
него случайно попал театральный критик.
Теперь мобильные.
Сколько бы в театре не напоминали о необходимости их выключить, они звонят. И
по закону падающего бутерброда это происходит в самый кульминационный момент
спектакля. Как только герои спектакля, наконец, решают признаться друг другу в
любви, с трудом сдерживая взаимный трепет сближаются для заветного поцелуя… Тут
и раздается бодрая мелодия «ты отказала мне три раза… вот такая вот зараза
девушка моей мечты»! Считайте, что спектакля не было. Мало кто вспомнит, как
играли актеры, и о чем была пьеса. Песенку не забудут. И вы думаете, что
человек, пропустивший просьбу выключить мобильный, покроется пунцовой краской и
стыдливо выключит телефон? Ничего подобного! Он обязательно ответит на звонок.
И на весь зрительный зал будет ругать позвонившего за то, что его побеспокоили
не вовремя, ища оправдания и поддержки у остальных зрителей.
Особое место в
ряду убийственных для спектакля занимает «мертвый» зал. Чаще всего это критики.
Не обязательно по профессии. По сути. Эти тоже где-то договариваются и приходят
все сразу. Интеллигентные высокообразованные люди без эмоций. Они созерцают. Смешное
отмечают, трогательное принимают, страстное пережидают, неожиданное ожидают,
красивое рассматривают, с бесспорным
спорят. Смеяться им стыдно, плакать позорно, сопереживать непрофессионально. С
таким зрителем актерам кажется, что они играют в пустом зале. И никакие
аплодисменты, восторги в фойе и положительные рецензии не переломят ощущения,
что спектакль был провальным.
Только не подумайте,
что я не люблю зрителя.
Большая часть
жизни театра проходит в общении со своим любимым зрителем. С людьми
чувствующими, понимающими и мыслящими в унисон с актерами, режиссером,
композитором, художником, драматургом и всеми остальными творцами спектакля.
Эта гармония возникает не сразу. Зритель ищет свой театр, театр обретает своего
зрителя. У моего театра такой есть. Думающий, эмоциональный, искренний,
интеллигентный. А про остальное, это я так - поворчал.
Извините за
столь длинный пост. Понимаю, что в ЖЖ они не в чести, но остановиться вовремя просто
не получилось.