Впервые я узнал, вкус сигарет, когда мне было лет 5 или 6. Стоял 1983 или 1984 год и дети самого разного возраста были предоставлены сами себе. Особенно летом. А тогда было лето, если мне не изменяет память. Интернета, как вы понимаете, не было, гаджетов тоже. Самое распространённое занятие гулять на улице. Торчание перед телевизором, конечно, тоже, но кто ж его позволит так долго смотреть, да и смотреть-то особо было нечего. Пара каналов, на которых наткнуться на мультики было непросто.
Это был какой-то невероятно длинный день. Мы с друзьями сначала шатались по двору, потом лазили по гаражам, которые находились неподалёку, а чуть позже перелезли через забор на территорию детского сада, который находился ещё чуть дальше. Помню, что подглядывали за какой-то девкой подростком, которая решила сходить по-большому в одном из маленьких домиков, расположенных на участке, и дико ржали.
Кому из нас первым пришло в голову собирать бычки и пробовать их курить, я уже не помню, да это и не важно. Самое удивительное, что практически у каждого из нас были спички. И это несмотря на обильную наглядную агитацию «Спички детям не игрушка», которая смотрела на нас везде, где только можно. Но агитация, видимо, действовала, потому что я не помню, чтобы кто-то из моих друзей стал причиной большого пожара. Мы знали как пользоваться спичками.
Сигареты на вкус оказались отвратительными. Понятно, что мы не знали, что такое курить взатяг и просто набирали полный рот дыма и очень радовались, когда получалось выдыхать его так же красиво и умело, как это делали взрослые.
Прогулка превратилась в поиск бычков. Причём, чем больше оставалось от сигареты, тем лучше. Такие попадались нечасто. Как только кто-то из нас находил длинный бычок, все сразу сбегались к нему, хвалили за находку, «герой» неуверенно прикуривал и пускал бычок по кругу.
Сигареты попадались разные. В основном, «Прима» или «Астра» без фильтра. Найти бычок с фильтром было большой удачей. В какой-то момент мы нашли «Беломорканал» и даже несмотря на то, что прошло уже 35 лет, я всё ещё помню, как у нас у всех закружилась голова.
Примерно в этот момент появился ещё один наш приятель, который, когда узнал, чем мы тут занимаемся, сказал: «А вы знаете, что вы теперь есть не сможете и умрёте от голода?» Мы сначала посмеялись и ответили, что взрослые-то курят и что-то среди них не видно тех, кто потерял способность питаться. Приятель не сдавался и справедливо подметил, что курящих детей тоже не особо заметно. А всё потому, что каждый, кто попробовал курить, не смог больше есть и умер.
И вот тут мы все дружно запаниковали. День уже не казался таким солнечным, откуда-то налетели тучи, а мы буквально онемели, потому что не говоря ни слова, просто разошлись в стороны, размышляя, что же теперь делать.
Домой я отправился не сразу. Я всё время обдумывал то, что сказал этот наш приятель и пытался найти доказательства того, что он не прав. Но у меня не получалось. В конце концов я понял, что мне необходимо мнение взрослого, потому что уж кто-кто, а взрослые точно знают и смогут или подтвердить, или опровергнуть сказанное.
Дома была мама. Признался я не сразу. Но по моему внешнему виду и, бросающемуся в глаза, беспокойству, она поняла, что что-то не так. Я расплакался, выдал ей абсолютно всё. Она меня не ругала. Только успокаивала и просила пообещать, что больше я так делать не буду. Я уже начал успокаиваться. Возникла та самая облегчающая пауза, когда ты уже наревелся вдоволь и теперь уже всё позади, потому что вот она мама, она тебя любит, гладит по голове и готова защитить от любой напасти.
Но самый главный вопрос я всё же задал. Смогу ли я теперь есть? Она рассмеялась и сказала: «Ну, конечно!» И налила мне большую тарелку супа, который был для меня тогда вкуснее всего на свете.
Ночью я долго не мог уснуть. Прокручивал в голове прошедший день, уже немного свысока посматривал на переживания, которые совсем недавно казались мне такими невыносимыми и пытался уснуть. Как вдруг в голове мелькнуло - что если способность есть пропадает не сразу, а чуть позже?!
В ночи я пробрался к холодильнику, достал кастрюлю холодного супа и начал жадно его есть поварёшкой прямо возле холодильника. В самый разгар поедания на кухню зашла мама, которая никак не могла понять, почему я не сплю и что я тут делаю в ночи. Я просто сказал, что проголодался и что суп очень вкусный.
Сейчас эта сцена напоминает мне анекдот про накуренного подростка, который точно так же в ночи лопал суп, а на вопрос мамы: «Сынок, что случилось?» ответил: «Кто накуренный?! Я накуренный?!»
#прошлое #курение #детство #тюмень