Есть ли будущее у бумажных изданий?

Oct 05, 2010 06:24

Недавно мы обсуждали с друзьями такой вопрос - кто и что думает в отношении будущего бумажных изданий? В частности, у меня такой вопрос появился после просмотра видео одной лекции. Мнения наши разошлись по этому поводу. Сам я читаю как бумажные издания (например, по средам на бумаге - "Деловые ведомости", одно из лучших наших изданий), так и онлайн-издания. А свежие новости вообще можно получать почти только в онлайн-изданиях, газеты за ними не успевают по оперативности уже лет десять как минимум.

Но оперативность новостей является действительно преимуществом, только когда нам нужна по-настоящему свежая информация, за последние 12 часов. Когда же речь заходит о серьезной аналитике или журналистике с большой буквы - тут газеты и журналы могут дать фору почти любому интернет-изданию, потому что именно серьезные печатные издания задают и определяют тренды, основные направления развития. Именно поэтому мне нравится читать материалы из бумажных изданий - как своеобразное приглашение к размышлению, а не просто набор фактов.

Более того, читать на бумаге, как мне кажется, гораздо приятнее, может быть я консерватор в этом смысле, но для меня сама фактура бумаги, то что можно читать газету за чашкой утреннего чая - всё это создает особое настроение.
В этом смысле я конечно поклонник бумажных изданий, и хотя у интернет-изданий есть свои преимущества (в виде графики, сети гиперссылок, возможности комментирования и обмена мнениями), но, на мой взгляд, несколько разные аудитории, особенно когда идет речь об узкоспециализированных журналах и газетах. Читатель "Wired", "New York Times", "Хакер", "Vogue" или "Россия в глобальной политике" - в каждом случае это очень разный читатель. О русском журнале "Vogue" Алена Долецкая рассказывала, кстати, занимательную историю: русский "Vogue" вышел аккурат в дефолт 1998 года и на журнале было указано: "Это первый и последний номер Vogue в России". :)

image Click to view



За последние несколько лет множество журналов и газет уже успели закрыться, не выдержав конкуренции по рекламе и напору со стороны интернет изданий, так что тема эта актуальна. Какое будущее ждет то или иное СМИ, особенно печатное - это, конечно, сложный вопрос. В частности, какое будущее ждет, например, СМИ о моде или СМИ направленные на профессионалов в других сферах? Интернет-то наступает на пятки.. Реклама там дешевле, количество читателей той или иной статьи всегда можно точно установить с точностью до одного человека..
В частности именно этому вопросу, в рамках Yota Yes Lectures, посвящена обзорная и интересная видеолекция с участием Сесилии Дин, найти которую можно здесь: http://www.yeslectures.ru/, о которой я уже говорил. Рекомендую посмотреть, будет интересно.

Вообще мне кажется, что сам вопрос - а могут ли выжить современные бумажные СМИ в обозримом будущем? - является актуальным, но некорректным. Я думаю, что у газет и журналов есть множество преимуществ, особенно если эти издания сосредоточатся на оригинальных и эксклюзивных материалах (например у журналов посвященных моде или программированию, или дизайну), а не будут слепо копировать интернет-издания. Множество изданий по всему миру пользуются авторитетом и считаются легендами в своем деле: Таймс и Шпигель, Вокруг Света и National Geographic, не говоря уже о журналах для специалистов. Представить, что это издания исчезнут или переместятся в Интернет, по-моему совершенно немыслимо. Поэтому сами разговоры о закате бумажной прессы кажутся мне надуманными - точно также говорили в своё время о последних днях литературы, театра, кино, телевидения...Но спустя какое-то время выяснялось, что их конкуренты только дополняли их, но никак не вытесняли.

В этом смысле интернет-издания пока не могут реализовать и десятой части той информации, которую мы можем получить на бумаге: качества графики, фактуры бумаги, информационной наполнености. Ведь большинство статей в интернет-изданиях представляют из себя в лучшем случае срез бумажных статей в укороченном виде.
Словом, вопрос остается открытым. :)

пресса, it, сми

Previous post Next post
Up