Часть 1 Продолжаю рассказ про балканскую поездку этим летом.
День 1
Маршрут у нас получился такой в итоге: Албания-Черногория-Хорватия-Босния и Герцеговина-Черногория-Сербия-Черногория-Албания-Македония-Албания.
Скажу два слова про карты. С картами Балкан дело плохо. В навигаторах их нет. Возможно есть в том-томе, по платить кучу денег, чтобы убедиться что там их тоже нет, мы не стали. Точнее они есть, но только самые основные дороги. Бумажной картой Балкан удалось разжиться только к концу второго дня на относительно приличной заправке в Сербиии. С собой был приличный немецкий путеводитель по Албании с подробной картой. И пара бесполезных русских по Хорватии и Черногории. С интернетом дело тоже обстояло плохо - халява по 7 рублей от мегафона там не работала. Местная симка тоже постоянно в нужных местах была без связи. В кафешках вайфай частенько почему-то оказывался в нерабочем состоянии. В итоге пользовались закешированными эпловскими картами в айпаде. (весьма удобно, ага :D). Но эпло-гугловские карты очень часто не соответствовали действительности. Особенно в Сербии. Бумажная карта кстати тоже оказалась весьма не верной. В итоге пришлось прилично поездить по дорогам разной хреновости. Так что не могу сказать, что в Албании самые ужасные дороги из балканских стран. По нашему мнению в этом вопросе Сербия держит увереное лидерство.
Албания. Шкодер
Шкодер пришлось быстро проскочить, т.к. запланированное время было потрачено на оформление машины в аэропорту. Поэтому есть только фотография крепости с дороги.
Следующим пунктом был пляж Святой Стефан. Гугл предлагал ехать через Подгорицу, но мы начитались про плохие дороги в Албании и решили озеро объезжать с юга - там большая часть дороги по Черногории идет, где отличные дороги, как нам говорит интернет. Не скажу, что это было ошибкой: красивые виды посмотрели и все такое. Но через Подгорицу было бы однозначно быстрее. Во-первых, таможня. На южной мы потеряли примерно пол часа. Плюс цыганский табор, который облепляет очередь перед границей. На северной на обратном пути было совсем пусто. Во-вторых, дорога сильно забита и очень узкая. Обгон практически везде запрещен. Дорога по Черногории тоже стремная. Асфальт ничего, но дорога горная без ограждений. На полторы машины в ширину. Было очень стремно, когда на встречу ехал огромный туристический автобус. В-третьих, албанская часть дороги между Шкодером и Подгорицей недавно отремонтирована: сейчас это шикарный автобан. А вот южная дорога как раз так себе.
Кстати албанцы почему-то не поставили штампы при въезде/выезде на машине, только аэропортовые штампы остались. И вообще контрольная сумма штампов в итоге не сошлась: на некоторых границах ставили, на некоторых нет. Из всех стран виза нужна только в Хорватии: у меня был шенген, муж визу получал в Москве в визовом центре хорватском. Переживали за въезд в Боснию и Герцеговину: в интеренете пишут про необходимость туристических ваучеров или обоснование транзита. У нас ничего не спросили. Практически все погранпереходы проходили за 5 минут: даешь в окно документы(паспорта и документы на машину), ставят или не ставят штамп, отдают документы обратно. Один раз спросили, что за хрень про международный пермит на машину: это документ на машину, да? Никикого заполнения бумажек.
Неудобство албанских номеров ощутили только в Сербии, когда народ на дороге специально блокировал обгон, начинал ехать 30км/ч. Причем, это неоднократно повторялось. Машину всегда оставляли на приличных парковках. Еще мы под стекло клали табличку на русском, что мы туристы из России, и путеводители на русском.
Относительно денег: евро можно расплачиваться везде, кроме Хорватии. Курс перевода считают примерно, сильно не завышают, но сдачу дают чаще всего в местных деньгах. В Хорватии продавцы говорят, что расплачиваться можно только в национальной валюте. За использование евро - штраф. Итальянские туристы очень возмущались :D, как это не берете евро? но карточки везде практически принимают.
Черногория
Побережье в Черногории застроено дешевой недвижимостью для русских. Рекламные плакаты вдоль дорог сплошь на русском и предлагают недвижимость от застройщика. Мне что-то правда ничего не приглянулось :) Убогие коробки без отделки в основном. До моря прилично топать пешком по лестницам. Но кому-то наверное нравится, спрос есть, раз так много строят.
Святой Стефан
Итак, единственный красивый чистый и относителтьно безлюдный пляж в Черногории - Святой Стефан. Вход 50 евро в день. Официально плата за лежак берется, но на входе охрана: просто зайти не дают - 50 евро или проваливай.
Через дорогу пляж для всех. Лежак от 15 до 30 евро за день. Мы платить не стали - оставили вещи у воды и пошли купаться. Охранники на нас посмотрели косо, но ничего не сказали. Вода оказалась довольно прохладная (+24) и солнце скрылось, так что мы сделали еще пару фотографий и поехали дальше. Почти никто не купался, хотя было два часа жаркого августовского дня. Холодновато.
Собственно отель на острове.
Будва
Для контраста пляж в Будве. Самое неприятное в Будве - колючая галька, босиком ходить невозможно. В отличии от пляжа на стефане, где галька кругленькая и вполне приятная. Ну и грязь, и жутная перенаселеность. В Будве мы погуляли по старому городу, купили в аптеке драмину для завтрашней горной дороги и вкусно поели в ресторане на берегу (за трехзначную сумму в евро при безалкогольных напитках, а так да, все вкусно и приятно). Основное впечатление: в Черногории можно дешево отдохнуть наверное, но комфорт при этом будет весьма условный. Русский народ ездит в Бар, знаменитый своим портом и цементным заводом :)
Котор
Пока доехали до Котора уже начало темнеть. Поэтому поход по леснице на верх не состоялся. Старый город очень симпатичный. Пляжа мы там не увидели. В воде маслянная пленка от многочисленных яхт.
Дальше поехали на паром и через Герцег Нови на границу с Хорватией. Дорога там очень узкая. Вдоль дороги отели "с собственным пляжем". Ага. там так узко, что даже тротуара нет. Дома стоят вплотную к дороге. "Собственный пляж" - пару бетонных плит с лежаками, прилипает к дороге с другой стороны, дна нет. Так что с детьми там купаться не очень комфортно. Но красиво, жалко темнело уже, фотографии не получились почти.
День 2
Хорватия. Молунат
Ночевали в Хорватии в местечке под названием Молунат. В интеренете про него пишут как про тихое местечко с отличным плежем. Тихое да, но относительно пляжа - ничего подобного. Несколько понтонов и бетонных плит, вода грязноватая от мночисленных лодочек. Здания все ярусами, без лифтов. Большой кемпинг. Ночевали в очень приятных аппартах за 35 евро на двоих. Утром хотели позавтракать, но в 7 утра единственное кафе в городе было наглухо закрыто. Поехали дальше в Дубровник. Виды по дороге красивые очень.
Дубровник
Через пол часа были в Дубровнике. В тот день случился круизный лайнер. Соответствено пока мы завтракали в кафе на центральной улице, мимо в город входили тысячи туристов. К девяти утра было уже не протолкнуться. А там есть на что посмотреть. И рано утром город вдвойне прекрасен: контрастный свет и все такое. Мы часок побродили по старому городу и поехали обратно на границу с Боснией и Герцеговиной.
Вид на Дубровник со смотровой площадки перед поворотом к границе
Босния и Герцеговина.
В БиГ запланировано только посещение города Требинье. В Мостар решили не ехать, т.к. в планах на этот день доехать до Сербии. Страна очень красивая - горы, реки... Все немного обшарпано, старые вывески.
Самая известная достопримечательность города - уличное кафе Платаны.
Но мне больше понравился вид города с моста
Немного за городом находится очень старый мост.
На этом собственно знакомство со страной закончилось. Поехали дальше по дороге к границе с Черногорией.
Черногирия
Ехали практически без остановок до моста на Таре. Горы в Черногории очень красивые: ущелья сменяются высокогорными плато. Дороги вполне безопасные, но петляют много. Хорошо, драмина с собой была :)
По дороге смотровая площадка: озеро Слано
Еще часок по горным дорогам и мы у моста на Таре. Мега разрекламированная достопримечательность, которую просто обязан поситить каждый русский турист. Не скажу, что прям так впечатляет-впечатляет. Мост автомобильный без тротуара. Ходить по нему не комфортно :) Может конечно впечатление испортили два автобуса с русскими туристами (и все остальные соответствующие этому атрибуты). Большинство туристов обсуждало между совой вопрос, занафига они на эту экскурсию поперлись.
Читали в интернете очень положительные отзывы про местный ресторан, но мы как-то не оценили. Обед был сильно средней паршивости. На веранде беспардонно летали осы, в внутри непрерывно курили русские гиды и водители.
Дальше полагается проехать по каньону реки Тары, но мы поехали в другую сторону: по самой короткой дороге до Сербии.
По дороге посмотрели на единственный промышленный регион в Черногории. Добывают уголь и что-то еще. Размеры впечатляют. Особенно сревнение нашего шеврале-спарка и местного "белаза". В кадр попала единственная в Черногории тэц.
Сербия
С Сербией незаладилось с самого начала. В маршруте был осмотр древних фресок в монастыре в Приеполье и каньон Увац. Но. Дороги в Сербии оказались просто ужасными. Карта действительности не соответсвовала. Единственное, что спасало - местный язык похож на русский и как-то объясниться удавалось. Указателей нет практически нигде. На фотографии очень приличный участок дороги (по карте это дорога второй категории: не автобан, а шоссе, видимо).
Проехали мы вдоль всего Приеполья, а монастырь не нашли. Решили ехать дальше в сторону Сьеницы к каньону. Но проскочили нужный поворот и... оказались аккурат в монастыре, который искали.
Фрески очень интересные. Но была экскурсия из паломников, поэтому насладиться величием в полной мере не удалось. Фотографировать внутри нельзя, да и на айфон оно бы не очень вышло, поэтому фото с просторов интеренета
После осмотра монастыря надо было поворачивать обратно и ехать в Черногорию по хорошей дороге. Но мы решили поискать приключений на свою задницу. По карте до Сьеницы была относительно приличная дорога второго класса с асфальтовым покрытием. Думали потратить на нее не больше получаса. Но в действительности все оказалось очень печально. В начале был относительно приличный грейдер. Но в гору по серпантину. Вот это хороший кусок дороги.
Сначала была мысль, что вот-вот оно перейдет в нормальную дорогу - на карте же нарисовано. Потом была мысль спросить у местных, чего за хрень. Но все деревни по дороге были на вид абсолютно безжизненными. Дальше стало очень стремно: мы на сербской территории в какой-то жопе на машине с албанскими номерами, телефон не работает, солнце неумолимо движется к горизонту. У нас ни еды, ни воды практически нет в запасе. Да и бензина не так много. Грейдер стал размытым дождями грейдером, иногда начало случаться бездорожье, если ехали по низине в лесу. А мы, напомню, на убогом шеврале спарке. Когда очередной подъем удалось преодалеть не с первого раза, в голове осталась только одна мысль - машинка держись. Хорошо у мужа есть опыт езды по гормым дорогам, я бы не справилась наверное. Правда езда по горному бездорожью на шеврале спарке у нас обоих была впервые.
В середине пути встретился указатель. Ни одного из этих названий не было на нашей карте, и ни одного из названий с нашей карты не было на этом указателе.
Часа через два мы все же добрались до асфальта. Впереди оказались очередные сербы, которые отказывались уступать дорогу албанской машине. Еще и специально притормаживали, чтобы нас побесить. Так и ехали за ними 15 км до Сьеницы. Не дружат там соседи совсем...
По дороге все еще ни одной работающей заправки. Доехали до поворота на каньон Увац. Опять разбитый грейдер в гору. На въезде стоит несколько припаркованных машин. Но солнце уже совсем садилось, поэтому мы решили ехать на машине. Дорога быстро стала разбитой грунтовкой, а потом и вовсе закончилась. Дальше либо час-полтора пешком, либо согласно закешированной карте немного вернуться назад и в объезд по грунтовке километров 8-10 (т.е. тот же час). А потом еще столько же обратно.
А картина за бортом вот такая
Красиво конечно очень. Но в темноте без воды, еды и бензина остаться как-то не хочется. Слушаем здравый смысл, бросаем затею посмотреть на каньон Увац и трехметровых стерхов, возвращаемся на асфальтовую дорогу.
А вот так должно было выглядеть то, ради чего все это затеяно было (фото с просторов инета)
Долгожданная заправка. И ура она работает! У заправщика (он же кассир) спрашиваем про дороги на Черногорию. Оказалось, что все дороги вокруг примерно такие как та, где мы два часа колупались. И перед границей заканчиваются. И погранпереход ближайший есть только на "автобане". Чтобы выехать на автобан, нужно ехать 40 км до "большого города" Нова Варош. (Вот бы и на картах оно так и было нарисовано...) Делать нечего - едем. Сначала в планах было там ночевать, но инета нет - отель забронировать не можем. Пока доехали до этой Новой Вароши, стемнело окончательно. Искали приличного вида кафе, чтобы поесть и повайфаить. Потом искали отель без проституток у входа. В итоге купили еду и карту (угу, до этого были только закешированные эплкарты) на заправке и решили ехать ночевать в Черногорию. "Автобан" оказался очень страшный. Очень плотный трафик, извилистая узкая горная дорога, джигиты постоянно неожиданно вылетают на встречку обогнать. Один раз до лобовухи осталось пару метров. Хорошие тормоза у бмв :) Днем там кстати наверное можно посмотреть очень красивые ущелья. Но ночью мы этих прелестей не оценили.
В Черногории таже ситуация с отелями: у входа девки, первый этаж - казино. Останавливаемся у приличного с виду отеля 3*. Внутри оказывается совок максимум на одну звезду, хотят 45 евро, карточки не принимают, еды нет, интерента нет. У нас наличными 36 евро, так что решаем больше не пытаться тыкать пальцем в небо и ехать до столицы - Подгорицы. Там уж должно быть дастаточно приличных отелей. Это еще 150 км по горному автобану. Доехали. Пол часа накручиваем круги по Подгорице. С отелями напряг. За все время видели парочку мотелей на въезде в город и один у центрального вокзала. Уже было решили ехать в Албанию до базы (часа три примерно езды оставалось), но тут случайно увидели указатель на отель 4* Подгорица. Со второго круга удается попасть в нужный поворот и ура очень достойный отель. С парковкой, завтраком, халатами и тапочками. Утром мы увидели, что оказались в районе правительственных зданий. Видимо отель для всяких еврочиновников, которые случайно оказались в этой жопе мира. Запрос на букинге показал, что в Подгорице тоже буквально парочка отелей, где при входе не становится стремно за жизнь и кошелек :)
День 3
Утром ждал отличный завтрак - готовили все, что хочешь, т.к. шведский стол не работал: кроме нас в огромном отеле было еще 4 человека, если верить списку у тети на входе в ресторан :) Если вдруг Вам случиться оказаться в Подгорице, очень рекомендую этот отель. В отеле совсем недавно был ремонт, все сделано на совесть. Отдохнули отлично после тяжелого дня в дороге.
Терраса в ресторане, где завтрак. Обратите внимание на пейзаж вдали: да, это мы почти в самом центре Подгорицы :)
Из окна вид на реку и раскопки древнего города.
Албания
Подгорицу смотреть при дневном свете не стали. Указателей все так же нет, со второй попытки все же оказывается на нужной дороге на Албанию. Час езды и мы у границы. Вид с Черногорской стороны на албанские Альпы и Скадарское озеро.
Дорога до Шкодера в очень приличном состоянии
Подвигов на этот день уже не планировалось, так что решили смотреть Крую и Тирану и ехать отдыхать.
Круя
Круя - древняя столица албанского государства. Доехать до главного музея страны сложно: указателей почти нет, а те что есть указывают совершенно не однозначно. Дороги узкие - на одну машину, приходится все время разъезжаться со встречным транспортом. Итоге ехали 15 км от автобана около часа. За два евро местный мальчишка показал куда парковаться прямо рядом со входом в музей. Но главное, он рассказал, что есть другая дорога, совсем без указателей, туристы про нее не знают, по ней можно очень быстро вернуться на автобан: и действительно обратная дорога заняла минут 20 всего.
Сам музей не особо интересный, если честно. Оригиналов почти нет, только копии документов. Скандербег - национальный герой Албании. В музее его шлем и меч. Утверждается, что это оригиналы пятнадцатого века. Но как-то сомнительно: охраны у национального достояния никакой, от посититетей отгорожено веревочкой. Микроклимата в комнате тоже нет. Фотографировать запрещено, но никто не смотрит.
Главная достопримечательность музея, на мой вздгяд, это терраса с шикарнейшими видами.
Вот та самая объездная дорога.
Тирана
Дальше поехали в современную столицу Албании - Тирину. На въезде пробки, как у нас на мкаде. На всех прилегающих к центру улицах идет бойкая торговля турецким товаром.
Центр столицы недавно обустроили. Скоро эти деревья вырастут и панорама основных достопримечательностей столицы останется только на фотографиях.
Та же площадь с другого ракурса.
Долго искали, где поеть. Везде только кофе наливают. В путеводителе прочитала, что ресторан есть в башнях-близнецах напротив музея диктатора Энвера Ходжи. Ресторан оказался ночным клубом. И в дневное время тоже только кофе предложили. Но рассказали, что ресторан есть в соседнем здании. Оказалось шикарный итальянский ресторан. Очень вкусный обед (салат, основное блюдо, безалкогольные напитки, десерт и кофе) с горячими тарелками и тремя видами ножей обошелся в 50 евро на двоих. При этом вывеска ресторана совершенно неброская: если не знать, то найти практически без шансов. В Тиране видимо еще много таких интересных мест, про которые надо знать :) Совсем рядом с рестораном кстати оказалось российское посольство.
В Тиране можно провести довольно много времени. Особенно любителям винтажных вещей есть на что посмотреть. Но мы были совсем уставшие после вчерашнего марафона, поэтому посвистели в Черрет.
Успели даже застать немножко солнца и моря.
День 4
Македония
На следующий день поехали в Македонию. От Черрета до Охрида 160 км примерно. Дорога в очень приличном состоянии. Разбитого всего пару километров после съезда с автобана. Но вот ездят албанцы очень стремно. Ты обгоняешь грузовик по встречной, а тебя слева по встречной обочине обгоняет мерседес с номерами 555. Вдоль дороги непрерывные памятники жертвам дтп. Дорога на восток красивая, идет через город Эльбасан. В ущельях несколько раз видели красивые мосты - остатки железной дороги. В Эльбасане огромный сталилитейный завод, не знаю, сейчас работает или нет. Огромная полуразрушенная промзона производит впечатление.
Вид на албанскую долину с перевала перед македонской границей.
Цель нашей поездки - озеро Охрид и одноименный город. Охрид во многом сравнивают с Байкалом. Даже есть вид рыбы, которая водится только в этих двух озерах. Решили начать осмотр города с обеда на набережной. Если вводу кинуть кусок хлеба, тут же образуется косяк рыбок, которые будут за него драться.
Особенность местной рыбы мы как-то не оценили видимо по достоинству - ну рыба как рыба. А в путеводителе как всегда написано, что уникальная супер-пупер рыба.
Старый город в османском стиле.
Вдоль улиц везде припаркованы старые югославские машины. На большинстве из них похоже регулярно ездят.
Это вроде цветок каперса.
Город холмистый - если пойти не туда, возвращаться прийдется долго и неприятно.
Сейчас это главный куррорт Македонии. Вдоль берега пансионаты и аппартаменты.
Основные достопримечательности - это реконструкции древних соборов.
Виды красивые, но нужно бывать там в другое время дня, когда другой свет и вода бирюзовая.
Вода в озере довольно теплая, вполне приятно искупаться, но мы только ноги намочили.
На этом осмотр достопримечательностей мы закончили, т.к. уплочено было за два часа парковки только и нужно было возвращаться к машине. Поехали обратно на албанское море.
Еще некоторое количество фотографий есть в галерее.
http://pueblo.ru/albania/