Первомайские штольни. Часть вторая.

Dec 03, 2009 19:20




"В России асфальтовое дело развилось с 1873, когда Д.И. Воейков вместе с зоологом М.Н.Богдановым, во время экскурсии нашли песчаный асфальт в Бахиловской даче сызранского уезда. Это дало возможность основать производство гудрона и мастики из местных материалов отличного качества. Требование на асфальт, в россии появилось одновременно с французскими инженерами Главного общества российских железных дорог. В конце 50-х годов асфальт стал ввозиться из-за границы и ввоз этот постоянно возрастал до половины 70-хгодов, когда сначала на Волге, а потом и в Москве, сызранский асфальт, без содействия таможенных пошлин, вытеснил иностранный. Московское городское управление командировало заграницу своего члена Пятунникова. Результатом этой командировки, явилось его исследование: "Мостовые западной Европы",в котором основательно разобраны все способы мощения и отдано предпочтение именно асфальту!

В России месторождения асфальта встречаются по Волге, по впадающим в нее речкам и оврагам в сызранском уезде Симбирской губернии, от с.Переволоки до г. Сызрани. Порода здесь не известняк, как в западной европе, а доломит. Сызранской асфальт тверже западноевропейских и плавится при более высокой температуре. Он встречается довольно правильными слоями, легко заметными даже издали, по своему темно-коричневому цвету среди желтоватого, несмолистого доломита. Содержание смолы в сызранском асфальте, по большей части от 6 до 13%, но изредка и до 37%. Лучшие залежи затопляются с апреля до начала июля, водами Волги. Добывают асфальт по большей части открытым разносом, но недавно заложена шахта в удельной Печерской даче. Асфальт перерабатывается в значительном количестве на мастику, на двух заводах близ с. Батраки и с.Печерского сызранского уезда. Оба в 1889 г.произвели 800 тыс. пудов мастики..."

Утром не теряем время и идём на поиски других штолен. И без труда находим их.


Входы в них смотрят на волгу и незаметить их просто невозможно.


Входы расположены достаточно высоко и уровень воды в половодье, находится вероятно практически у края.


В большом размере



В большом размере

Здесь крепей нет. Одни широкие штольни.


В большом размере

Асфальтовый пласт, здесь значительно тоньше, чем в соседней системе и видно что при выработке, так же вынимался обыкновенный доломит.


В большом размере

Танкист готовит свежекупленную газовую лампу.


Если бы он знал, что скоро она превратится в ЭТО

Идём внутрь. Потолочег весьма интересный. Повсеместно.




Размеры штолен вполне приличные. Нагибаться и ходить на карячках нигде ненадо.

Кое где, из потолка, вывалились крупные камни.




Тут же натыкаемся на ещё один крупный колодец. Если его проглядеть/незаметить, можно легко убиться.


На дне, вода и мусор. Можно разглядеть вертикальные следы от шпуров.


Стены покрыты битумными натёками и кристаллами кальцита.




Они же с битумом.


Густые битумные натёки-лужицы.


Возвращяемся в первую найденную систему. Входной грот в дневном свете.




Внутри, на крепях, обнаруживаются "воздухоросли", точно такие же как и сокских штольнях.






Пора домой. Обратно идём по верхушкам гор. Все горы, в прошлом были срезаны сверху.


Вот и появился скальный прижим с гротом, который прервал наш путь по берегу. Этот склон мы и штурмовали ночью при свете налобников.


Он же вчера.


Потом спустились вниз и дальше шли по берегу. Стемнело. По пути встречалась всякая фигня.






На этом всё.



первомайские штольни, асфальтовые штольни

Previous post Next post
Up