"В России асфальтовое дело развилось с 1873, когда Д.И. Воейков вместе с зоологом М.Н.Богдановым, во время экскурсии нашли песчаный асфальт в Бахиловской даче сызранского уезда. Это дало возможность основать производство гудрона и мастики из местных материалов отличного качества. Требование на асфальт, в россии появилось одновременно с французскими инженерами Главного общества российских железных дорог. В конце 50-х годов асфальт стал ввозиться из-за границы и ввоз этот постоянно возрастал до половины 70-хгодов, когда сначала на Волге, а потом и в Москве, сызранский асфальт, без содействия таможенных пошлин, вытеснил иностранный. Московское городское управление командировало заграницу своего члена Пятунникова. Результатом этой командировки, явилось его исследование: "Мостовые западной Европы",в котором основательно разобраны все способы мощения и отдано предпочтение именно асфальту!
В России месторождения асфальта встречаются по Волге, по впадающим в нее речкам и оврагам в сызранском уезде Симбирской губернии, от с.Переволоки до г. Сызрани. Порода здесь не известняк, как в западной европе, а доломит. Сызранской асфальт тверже западноевропейских и плавится при более высокой температуре. Он встречается довольно правильными слоями, легко заметными даже издали, по своему темно-коричневому цвету среди желтоватого, несмолистого доломита. Содержание смолы в сызранском асфальте, по большей части от 6 до 13%, но изредка и до 37%. Лучшие залежи затопляются с апреля до начала июля, водами Волги. Добывают асфальт по большей части открытым разносом, но недавно заложена шахта в удельной Печерской даче. Асфальт перерабатывается в значительном количестве на мастику, на двух заводах близ с. Батраки и с.Печерского сызранского уезда. Оба в 1889 г.произвели 800 тыс. пудов мастики..."
Утром не теряем время и идём на поиски других штолен. И без труда находим их.
Входы в них смотрят на волгу и незаметить их просто невозможно.
Входы расположены достаточно высоко и уровень воды в половодье, находится вероятно практически у края.
В большом размере В большом размере Здесь крепей нет. Одни широкие штольни.
В большом размере Асфальтовый пласт, здесь значительно тоньше, чем в соседней системе и видно что при выработке, так же вынимался обыкновенный доломит.
В большом размере Танкист готовит свежекупленную газовую лампу.
Если бы он знал, что скоро она превратится в
ЭТО Идём внутрь. Потолочег весьма интересный. Повсеместно.
Размеры штолен вполне приличные. Нагибаться и ходить на карячках нигде ненадо.
Кое где, из потолка, вывалились крупные камни.
Тут же натыкаемся на ещё один крупный колодец. Если его проглядеть/незаметить, можно легко убиться.
На дне, вода и мусор. Можно разглядеть вертикальные следы от шпуров.
Стены покрыты битумными натёками и кристаллами кальцита.
Они же с битумом.
Густые битумные натёки-лужицы.
Возвращяемся в первую найденную систему. Входной грот в дневном свете.
Внутри, на крепях, обнаруживаются "воздухоросли", точно такие же как и сокских штольнях.
Пора домой. Обратно идём по верхушкам гор. Все горы, в прошлом были срезаны сверху.
Вот и появился скальный прижим с гротом, который прервал наш путь по берегу. Этот склон мы и штурмовали ночью при свете налобников.
Он же вчера.
Потом спустились вниз и дальше шли по берегу. Стемнело. По пути встречалась всякая фигня.
На этом всё.