Недоступная Шеркала.

May 17, 2016 00:51

    Сегодня почти все фотографии, будут из мест, куда без специального снаряжения невозможно попасть. Как выглядит Шеркала, знают многие и все её уголки снизу исхожены вдоль и поперек, местными и приезжими туристами. Она есть в любом  автоотчете-покатухе по мангышлаку. Но что происходит на самой горе и как она там устрена, для многих остаётся тайной.



Сама гора, сбоку выглядит достаточно примечательно. Её форма, точнее неровная осевая эрозия, получилась отчасти благодаря её географическому расположению. Южная часть высокая с отвесными стенами, а северная расползается на отдельные гребни-рукава, разрезанные глубокими каньонами. Особенно хорошо это видно из космоса.



В одном из таких ущелий, в узком кулуаре, в прошлом был путь наверх. Он представлял из себя вырубленные в песчаннике ступени. Путь этот вёл в верхний город. В котором, во времена набегов вражеских племен, люди укрывались от неприятеля. А неприятилей, за всю историю караван-сараев и шёлкового пути, проходившего через это место, было бесчисленное множество. Читая историю этого места, выясняется что каждые 100-200 лет, у этих мест был новый хозяин. Здесь правили и разнообразные тюркские кочевые племена, хорезмийцы, арабы, и татаро-монгольская орда и многие другие. В те далекие времена, местность по которой проходил такой торговый путь, была для многих правителей лакомым кусочком. В настоящем понимании, такие районы напоминали соовременные места(страны) по которым проходят нефте и газопроводы. Место получает профит в виде инфраструктуры и самого продукта транзита через свою территорию.



Кулуар выходит на плато Шеркалы. Здесь в прошлом и располагался верхний город. Внизу можно наблюдать прибывающих автотуристов



Вершина горы. Кроме видов вокруг, ничем особо не примечательна. Виды сверху и саму Шеркалу не хочу повторять, она вся отснята в 12 году.



Живописные каньоны спускающиеся с вершины на север.



Каньоны достигают глубины до подошвы горы и где-то до 100м.



Скорее всего, местные жители верхнего города часто занимались такой ерундой.



Удалось также выяснить, что прорытый вал(там стоит вода) на фото, искуственный. Он был создан с целью запруды ручья, для нужд нижнего города в пресной воде. Хотя там было и множество колодцев. Ведь водоносный горизонт с хребта Каратау, всего на 2,5м ниже уровня земли у реки Акмыш.



Неглубокие микроканьоны. Образуют многочисленные извилистые ходы.



Среди микроканьонов, что образовывали улицы верхнего города, уже трудно различить как был устроен местный быт. Сильная эрозия изменила даже пещеры. Многие из них уже просто исчезли вместе с грунтом в котором они были вырублены. Оставив лишь крупные гладкие углубления. Пещеры были покрыты штукатуркой, которая была сплошь покрыта рисунками, письменами и знаками. Здесь же лежат обломки керамики.

Крупный толстый горшок, грубо сделаный на круге. Никаких узоров нет, что странно, тк вся местная посуда разного времени, была украшена рисунками, клинописью и штампами-узорами.



Тонкая гладкая керамика, относится к столовой посуде. Также никаких узоров.



Пещера с остатками целой штукатурки, сохранилась всего одна. Рисунки рассказывают нам о её обитателях и их быте. Здесь можно увидеть наскальные рисунки петроглифы древних тюрок.

-"Особое место в гравюрах уделено коню батыра: он чаще показан подчеркнуто поджарым, тонконогим, с изящно изогнутой лебединой шеей, маленькой головой с острыми ушами, со свисающей или коротко стриженной гривой (в редких случаях - развевающейся в виде языков пламени), фигурно завязанным хвостом, в полном соответствии с каноническими принципами характеристики этого животного (тулпар, аргымак, казанат) в поэтике героического эпоса. Прототипами являлись высокопородные степные кони, среди которых особо ценились адайские скакуны и карабаиры (выведенные путем скрещивания местных особей со среднеазиатскими улучшенными породами).

Батыр изображен в сценах баталии и охоты, а также в различных других ситуациях. Вооружен разнообразными видами оружия как ближнего, так и дистанционного боя, иногда показан в сфероконическом шлеме (с плюмажем и без него) или в островерхих головных уборах. "

Боле подробно о рисунках и их значениях можно прочитать тут http://arheologija.ru/ideologiya-i-iskusstvo/




Раскрытая ладонь. Частое изображение на стенах. В данном случае, почему-то четырехпалая и с руническими надписями внутри.

На стенах подземных мечетей Казахстана преобладают изображения раскрытой ладони. Эти знаки сопровождаются мистическими формулами-стихами, кораническими изречениями, оставленными, вероятно, представителями дервишских братств.

Символ раскрытой ладони - пандже - получил особое распространение среди шиитов и стал их эмблемой, как крест у христиан. Металлические пятерни с инициалами Мохаммеда и Али на длинных пиках были священными хоругвями Мохаммеда в первых войнах. Существует версия, что пятерня знаменует отрубленные руки Аббаса, дяди Хосейна, который был знаменосцем и погиб за дело Хосейна. Существует и другое религиозное объяснение данного сюжета: ладонь считают рукой Али, иногда добавляя, что пять пальцев - это символ шиитской (также и исмаилитской) «пятерки»: Мохаммеда, Али, Фатимы, Хасана и Хусейна.

Изображение ладони трактуют также как особый талисман, приносящий счастье и оберегающий от дурного глаза.


Ещё одна. Связана какими-то рисунками.



И ещё одна.



Арабские письмена.



Рунические надписи.



Ещё руны.



Какой-то символ с рунами вокруг.



Какое-то животное и "человек в яйце".



Дромедар.



Скорее всего паросёнок, ну или дикий кабанчик.



Караван верблюдов.



продолжение следует...

мангышлак, шеркала, казахстан

Previous post Next post
Up