Садонская часть единой подземной системы, представлена шахтами, откаточными и вентиляционными штольнями. Так же, через Садон проходила канатная дорога из Верхнего Згида на ГОК в Мизуре. Захватывалась ли при этом руда из Садона, пока не ясно. Сам посёлок, пострадал от селевого потока и многие строения в нём разрушены. Сель прошла через первые этажи многих зданий, оставшись там навсегда. Уровень грунта поднялся в посёлке на несколько метров. Но на верхних этажах, в зданиях, продолжают жить люди. Топят буржуйки, сжигая разрушенные деревянные дома. Вымирающие посёлки там, это отдельная тема. Поэтому закончим на этом и перенесёмся на склоны скалистого хребта.
На фото бетонный канал для местной речки. Из входа в левую откаточную штольню, как положено, вытекает мощный ручей. А всего на этой полке штолен две.
Выход из правой штольни продолжен бетонным мостом. По нему, руда в вагонетках вывозилась на улицу и переезжая по мосту на другую сторону ущелья, высыпалась в большие бетонные бункеры.
Кроме бункеров, на этом склоне построено ещё множество сооружений. Среди них есть шахта, которая вероятно поднимала руду для пересыпания в бункеры. На фото, двое справа, как раз смотрят в неё, а в строении правее, находилась лебёдка копра. Сам копёр не дожил до наших дней.
Камень падает вниз очень долго. И даже не ясно упал ли он там вообще.
Позади, на другом склоне, можно разглядеть постройки и вентиляционную штольню. Поднятся по склону в неё сложно, да и совсем не нужно. Ведь все что здесь есть, соединяется внутри горы переходами.
Вентиляционная штольня.
Внизу ущелья, среди бетонных построек, обнаруживается ещё одна шахта. Копёр над ней, так же не дожил до наших дней.
Вернёмся на полку.
Устье левой откаточной штольни.
Бетон переходит в деревянную крепь.
Перейдём в правую штольню. Нас остановила не вода, вытекающая из штольни. Просто устье правой штольни выглядит интереснее. А в итоге всё равно они оказались параллельными друг другу.
Далеко не все штольни отделываются так как эта.
Эта штольня, победитель в соревнованиях в 1933году.
Пройдём внутрь.
Как и везде здесь, всё немного подтоплено.
Стены устали сдерживать натиск горы и во многих местах прогнулись и треснули.
Остатки ремонтной мастерской.
Неподалёку обнаруживается наклонный бетонный тоннель и лестница вниз. Снизу есть тяга воздуха. Опускаемся на нижний уровень(условно)
На полу валяется изоляция от труб.
Бетонный тоннель по касательной "протыкает" откаточную штольню.
Из-за сильной тяги воздуха, этот горизонт сильно проморожен.
Небольшой завал. За ним начинается необычное местечко. Вывал грунта с потока обнажил жилу меди, которая окислившись во влажном воздухе, окрасила собой всё вокруг.
Можно разглядеть вагонетку. Позади образовалось небольшое голубое озеро.
Озеро.
Далее штольня сопровождается ледяными натёками и напоминает больше пещеру, чем нечто рукотворное.
Остатки вагонетки.
Прямо над штольней расположен тоннель скрепера. Через лючок руда засыпалась в вагонетки.
Далее штольня выходит на поверхность.
Продолжение следует...