Каменоломни Маштакова.

May 17, 2010 19:18



В значительных
объемах, разработка гипса и ангидрита, началась давно. В связи с их широким
распространением на Самарской Луке и по берегам реки Сок. На кустарных
заводах, из гипсового камня получали до 50 тыс.т алебастра в год. На
одном гипсовом месторождении «Горняк», известном с 1856г., самарский предприниматель
Маштаков (владелец кирпичного завода в самаре, а так же других промышленных объектов), добывал в год до 4 тыс.т. В 1904 году, на берегу волги, им был построен алебастровый завод. У местных звался мельницей. Гипс ломался особый - тонкозернистый
мраморовидный, очень плотный, необычной белизны. Гипс залегал в виде штока и
линз, толщина которых изменялась от 6.0 до 10.6
метров. В советское после революционное время, в этих каменоломнях промышляла артель "Горняк". Здесь добывалась прочнейшая разновидность гипса - голубой ангидрит. Известный еще как "Жигулевский мрамор". Он хорошо поддается обработке и распиловке на плиты. Месторождение было законсервировано в 1960г.
(взято из гуглов и частично отсюда)



На фото часть механизма мельницы.

В этих далёких и глухих местах, видели валяющиеся в лесу вагонетки. Какой-то чума, на вики, отметил в этом районе штольни. Что же там было в те далёкие времена и имело ли отношение то производство к подземле, а возможно даже гипсовые штольни, выяснить это всё на месте и было нашей основной задачей.

По пути заехали в разрушенную и самую древнюю церковь на самарской луке. Дата постройки 1714 год.
"Храм во имя Иоанна Крестителя".


Ярусность постройки несет черты русского зодчества конца 17 века и элементы общеевропейского стиля барроко, пришедшее в эпоху Петра

Внутри пусто. Настенные рисунки практически исчезли.




Толщина стены в 6 кирпичей.




Купол цел. 300 лет прошло, а трещин нет.


Осмотрев старый гипсовый карьер в овраге, так же принадлежавший Маштакову, двинулись грунтовыми дорогами к волге. Но дороги быстро заканчиваются и начинается свеженький зелёный лес. Далее идти можно только пешком.



На фото дорога в овраге. В те времена, должно быть, вполне полноценная. Возможно даже и этих деревьев тогда  не было.

Вот и гипсовый карьер. Очень старый. На нём везде растут деревья. На земле, повсюду, гипс спаялся в сплошную твёрдую корку с правильными кристаллами. Под ней вода промыла многочисленные пустоши из которых дует холодный ветер.


Вид на верхушки жигулей, с верхнего края карьера.


Склон.


На фото внизу, можно увидеть чёрную дыру. Это карстовый просос под землю.

Естественно он был осмотрен. Внизу, вдоль скалы идёт ход. Но он слишком узкий и не продолжительный.
 

Неподалёку обнаружились рельсы. Очень маленького размера. Менее наверное уже не бывает. 


Они валяются повсюду. Как на ровных местах, так и на отвалах.


И есть у них одна особенность - они с отверстиями в подошве рельса. То есть крепились они кованными гвоздями, прямо через рельс к шпалам. 






Неподалёку нашлись и кузова вагонеток. Рам с осями и колёсами, не было.


И все они клёпаные. Ни одного сварного шва.






А вот и ось валяется. Кованная. Колёса тогда похоже были съёмными, а не как сейчас.


На одном из склонов, обвалился корж и сыпуха ушла внутрь. Обнажилась щель в горе. Тяга воздуха есть.


А почему на фото никого нет, а рюкзак валяется? Всё просто. Все уже внутри =)

Ровные стены. Потолок горизонтальный. А вот пол спуксается вниз.
 

Короче это пещера. Длинной метров 20 и глубиной метров 8. Вроде Серноводской. Куда-то вниз там уходит вода. 


Кроме пещеры больше ничего не нашли, поэтому идём на склон горы, к волге.
В воздухе что-то есть. Вроде тумана. И это повсюду.


Все склоны изрыты и повсюду следы добычи гипса.


Тут же встречается фундамент строения из природного камня. И всякий мусор. Причём пор верху горы дороги нет(или уже просто исчезла). Внизу тоже. 


А это часть современной вагонетки. Она сильно отличается по конструкции и полностью сварена.


Движок.


Откапываем. 6 цилиндров. Почти рабочий.


Из опознавательных знаков только это - GM2


Похоже всё это следы пребывания артели "горняк", работающей в этих месторождениях гипса в советское время.

Разноцветный гипс повсюду.


На берегу была устроена мельница. И с карьеров сюда свозился добытый гипс. От неё осталась лишь стена и каменные основания механизмов, которые тут когда находились. На каком приводе она была? Скорее всего на паровом. Так как в те времена, на  зерновых мельницах, использовались именно паровые машины.


Специальные помещения. Где то тут должна была быть и крупная печь для обжига гипса.


А это место, должно быть как-то связано с деталью на самом первом фото.


Неподалёку, на полке, есть обустроенные периметры, отдалённо напоминающие заваленные порталы под землю. Железный предмет в середине - прогнивший насквозь рельс.


Огромная деревянная бочка врытая в землю. С лестницей. Рыбку солить?


Остаток одного из двух, единственных кирпичей, найденный у мельницы. Кроме надписи "россiя", об остальном содержимом можно только догадываться. Предположу что это кирпич изготовленный на собственном кирпичном заводе в самаре. 


Вот и всё, что за 100 лет осталось от мельницы Маштакова и остального производства связанного с "жигулёвским мрамором".

Кроме пещеры, ничего подземного так и не было найдено. Интересующий всех пласт гипса, находится довольно высоко, практически на макушках гор и слегка прикрыт доломитной трухой. Поэтому использовать подземные методы, в сравнении с открытой добычей, тут просто глупо. Поэтому гипсовых рудников тут никогда не было и быть не может. А вот пещеры в гипсах вполне возможны.

карьер, вагонетки, каменоломни, гипс, храм, пещера, жигулёвский мрамор, маштаков

Previous post Next post
Up